В Прикамье нашли ответ новым реалиям
После непростых дискуссий принят краевой закон о государственно-частном партнерстве
08.04.2015
При разработке и утверждении этого законопроекта Пермский край ориентировался на тренды, заданные федеральной властью, и практику других регионов. На уровне страны такой закон еще дорабатывается, так что регион выступает пионером, создавая комфортные условия для взаимодействия бизнеса и власти. По части практических шагов в этой сфере опыт есть, хотя и ограниченный. Хотя бы потому, что до сих пор не было формальных критериев, какой проект является государственно-частным партнерством, а какой – нет. Сейчас закон внес полную ясность.
До принятия краевого закона государство фактически не могло участвовать в проектах определенного рода субсидиями, земельными участками, льготами: не хватало законодательной базы. Теперь она есть. В краевом законе указаны методы и формы поддержки частных партнеров, сроки, а также предоставляемые государственными структурами гарантии. Теперь и для бизнеса, и для власти разработана карта действий, точнее, алгоритм предоставления гарантий.
В этом, по мнению депутата Законодательного собрания Пермского края, директора Пермского филиала ОАО «Волжская ТГК» Сергея Богуславского, преимущество и главное достоинство принятого закона:
– Как раз гарантии – одно из основных преимуществ государственно-частного партнерства в период экономической нестабильности. В отличие от ставшего недоступным банковского кредитного ресурса, уровни власти со своими бюджетами способны поддержать бизнес в трудные времена и при этом продолжить реализацию социально значимых инициатив. Государство – самый надежный заемщик. Важно отметить, что ранее гарантии государства для бизнеса при участии в крупных проектах в Пермском крае ограничивались трехлетним сроком, так как бюджет принимается на 3 года. Закон о ГЧП позволяет учитывать долгосрочные гарантии перед инвестором, соблюдая баланс интересов. Важно понимать, что частник всегда рискует больше, и закон о ГЧП призван в том числе защитить его.
Принятый закон регулирует все виды государственно-частного партнерства, которые способствуют вложению инвестиций в экономику края. В широком смысле ГЧП – это деятельность по созданию какой-либо услуги. Простейшая форма – муниципальный заказ, когда государство платит за определенный вид услуг. Более высокая степень вовлечения бизнеса в государственные проекты – договор аренды, когда частному бизнесу предоставляют муниципальную, региональную, федеральную инфраструктуру, чтобы он мог создавать на этих площадках общественно значимые проекты. Следующий этап – концессия, которая отличается от аренды условием инвестирования средств со стороны арендатора. И далее – приватизация, в ходе которой объекты выкупаются частным бизнесом, и государство передает все рычаги управления инвестору.
– Главный вопрос сегодня – что нужно, чтобы привлечь бизнес к решению задач государства, в первую очередь социально значимых и инфраструктурных? – говорит Сергей Богуславский. – По таким проектам в мировой практике достаточно давно сложился следующий подход: либо концессионное соглашение, либо соглашение с условием, что инвестор вкладывает средства, возводит объект и через установленный период передает его в государственную собственность. Такая практика применяется при строительстве социально-культурных объектов – детских садов, спортивно-оздоровительных центров. Из последних примеров такого рода – Спорткомплекс имени Сухарева, спорткомплекс «Прикамье» в Перми.
Депутат Законодательного собрания Пермского края, директор Пермского филиала ОАО «Волжская ТГК» Сергей Богуславский: «Государственные гарантии – одно из основных преимуществ государственно-частного партнерства в период экономической нестабильности»
Эксперт с ходу называет пермские проекты, которые могут быть реализованы при партнерстве государства и бизнеса: третий мост через Каму, автомагистраль от Перми до Екатеринбурга, строительство стадионов, детсадов, школ. По схеме ГЧП может быть возведен новый железнодорожный вокзал: часть площадей отдается бизнесу под строительство торгово-развлекательного центра, часть занимает сам инфраструктурный объект. Для инвестора ТРЦ это понятный объект с понятным уровнем потока покупателей и прибылью, а государство получает новый, современный вокзал.
Не менее эффективно может быть партнерство и в социальной сфере, считает Сергей Богуславский:
– В сегодняшних условиях построить детский сад можно за год. Но тогда и затраты будут понесены в этот же период. А если необходимо построить 20 детских садиков, а средств в бюджете – только на один? Механизмы ГЧП позволяют возвести социальные объекты в сжатые сроки, но расплачиваться за них в течение 15-20 лет. То есть одновременно решается вопрос с обеспечением мест в дошкольных учреждениях и предоставляются гарантии инвестору по возврату вложений.
Кстати говоря, Пермский филиал «Волжской ТГК» давно и успешно реализует механизмы ГЧП. В течение нескольких лет действует концессионное соглашение предприятия по эксплуатации муниципальных тепловых сетей в городе Чайковский. При этом филиал несет обязательства по реконструкции определенного объема теплопроводов ежегодно. А в Перми начата реализация уникального для России проекта модернизации системы теплоснабжения Закамского теплового узла. Он осуществляется совместно с правительством Пермского края и Правительством РФ. За основу Закамского проекта взят принцип повышения энергоэффективности всей теплосетевой инфраструктуры – как на жилом фонде, так и на тепломагистралях. В рамках проекта в Кировском районе Перми будет установлено более 1200 индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) – они регулируют параметры теплоносителя для конкретного дома. Параллельно из эксплуатации будут выведены устаревшие ЦТП, заменены сети на участке от ввода в дом до тепломагистрали. Эти меры позволят сократить энергопотребление до 20%.
Таким образом, от проекта выигрывают все. Энергетики сокращают износ и аварийность на тепловых сетях, оптимизируют затраты. Жители получают качественный ресурс, сокращают теплопотребление, а значит, и платежи за коммунальные услуги. Для государства существенно то, что в регионе появляется территория с инфраструктурой, которая отвечает всем стандартам энергоэффективности и энергосбережения.
В 2014 году проект одобрен министром энергетики РФ Александром Новаком. Завершить обновление Закамского теплоузла предполагается в течение двух лет. Кризисные явления в экономике – в частности, дорогой кредитный ресурс – конечно, внесли свои коррективы. Сейчас совместно с Минэнерго РФ изыскиваются механизмы финансирования проекта. В том числе прорабатываются варианты выделения средств из Резервного фонда РФ.
До принятия краевого закона государство фактически не могло участвовать в проектах определенного рода субсидиями, земельными участками, льготами: не хватало законодательной базы. Теперь она есть. В краевом законе указаны методы и формы поддержки частных партнеров, сроки, а также предоставляемые государственными структурами гарантии. Теперь и для бизнеса, и для власти разработана карта действий, точнее, алгоритм предоставления гарантий.
В этом, по мнению депутата Законодательного собрания Пермского края, директора Пермского филиала ОАО «Волжская ТГК» Сергея Богуславского, преимущество и главное достоинство принятого закона:
– Как раз гарантии – одно из основных преимуществ государственно-частного партнерства в период экономической нестабильности. В отличие от ставшего недоступным банковского кредитного ресурса, уровни власти со своими бюджетами способны поддержать бизнес в трудные времена и при этом продолжить реализацию социально значимых инициатив. Государство – самый надежный заемщик. Важно отметить, что ранее гарантии государства для бизнеса при участии в крупных проектах в Пермском крае ограничивались трехлетним сроком, так как бюджет принимается на 3 года. Закон о ГЧП позволяет учитывать долгосрочные гарантии перед инвестором, соблюдая баланс интересов. Важно понимать, что частник всегда рискует больше, и закон о ГЧП призван в том числе защитить его.
Принятый закон регулирует все виды государственно-частного партнерства, которые способствуют вложению инвестиций в экономику края. В широком смысле ГЧП – это деятельность по созданию какой-либо услуги. Простейшая форма – муниципальный заказ, когда государство платит за определенный вид услуг. Более высокая степень вовлечения бизнеса в государственные проекты – договор аренды, когда частному бизнесу предоставляют муниципальную, региональную, федеральную инфраструктуру, чтобы он мог создавать на этих площадках общественно значимые проекты. Следующий этап – концессия, которая отличается от аренды условием инвестирования средств со стороны арендатора. И далее – приватизация, в ходе которой объекты выкупаются частным бизнесом, и государство передает все рычаги управления инвестору.
– Главный вопрос сегодня – что нужно, чтобы привлечь бизнес к решению задач государства, в первую очередь социально значимых и инфраструктурных? – говорит Сергей Богуславский. – По таким проектам в мировой практике достаточно давно сложился следующий подход: либо концессионное соглашение, либо соглашение с условием, что инвестор вкладывает средства, возводит объект и через установленный период передает его в государственную собственность. Такая практика применяется при строительстве социально-культурных объектов – детских садов, спортивно-оздоровительных центров. Из последних примеров такого рода – Спорткомплекс имени Сухарева, спорткомплекс «Прикамье» в Перми.
Депутат Законодательного собрания Пермского края, директор Пермского филиала ОАО «Волжская ТГК» Сергей Богуславский: «Государственные гарантии – одно из основных преимуществ государственно-частного партнерства в период экономической нестабильности»
Эксперт с ходу называет пермские проекты, которые могут быть реализованы при партнерстве государства и бизнеса: третий мост через Каму, автомагистраль от Перми до Екатеринбурга, строительство стадионов, детсадов, школ. По схеме ГЧП может быть возведен новый железнодорожный вокзал: часть площадей отдается бизнесу под строительство торгово-развлекательного центра, часть занимает сам инфраструктурный объект. Для инвестора ТРЦ это понятный объект с понятным уровнем потока покупателей и прибылью, а государство получает новый, современный вокзал.
Не менее эффективно может быть партнерство и в социальной сфере, считает Сергей Богуславский:
– В сегодняшних условиях построить детский сад можно за год. Но тогда и затраты будут понесены в этот же период. А если необходимо построить 20 детских садиков, а средств в бюджете – только на один? Механизмы ГЧП позволяют возвести социальные объекты в сжатые сроки, но расплачиваться за них в течение 15-20 лет. То есть одновременно решается вопрос с обеспечением мест в дошкольных учреждениях и предоставляются гарантии инвестору по возврату вложений.
Кстати говоря, Пермский филиал «Волжской ТГК» давно и успешно реализует механизмы ГЧП. В течение нескольких лет действует концессионное соглашение предприятия по эксплуатации муниципальных тепловых сетей в городе Чайковский. При этом филиал несет обязательства по реконструкции определенного объема теплопроводов ежегодно. А в Перми начата реализация уникального для России проекта модернизации системы теплоснабжения Закамского теплового узла. Он осуществляется совместно с правительством Пермского края и Правительством РФ. За основу Закамского проекта взят принцип повышения энергоэффективности всей теплосетевой инфраструктуры – как на жилом фонде, так и на тепломагистралях. В рамках проекта в Кировском районе Перми будет установлено более 1200 индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) – они регулируют параметры теплоносителя для конкретного дома. Параллельно из эксплуатации будут выведены устаревшие ЦТП, заменены сети на участке от ввода в дом до тепломагистрали. Эти меры позволят сократить энергопотребление до 20%.
Таким образом, от проекта выигрывают все. Энергетики сокращают износ и аварийность на тепловых сетях, оптимизируют затраты. Жители получают качественный ресурс, сокращают теплопотребление, а значит, и платежи за коммунальные услуги. Для государства существенно то, что в регионе появляется территория с инфраструктурой, которая отвечает всем стандартам энергоэффективности и энергосбережения.
В 2014 году проект одобрен министром энергетики РФ Александром Новаком. Завершить обновление Закамского теплоузла предполагается в течение двух лет. Кризисные явления в экономике – в частности, дорогой кредитный ресурс – конечно, внесли свои коррективы. Сейчас совместно с Минэнерго РФ изыскиваются механизмы финансирования проекта. В том числе прорабатываются варианты выделения средств из Резервного фонда РФ.
Вениамин Леновских © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Свердловском областном суде начинается процесс по резонансному делу об убийстве ребёнка
Среда, 4 декабря, 21.08
За «косяки» на железной дороге под штрафы попали ОАО «РЖД» и АО «Хромпик»
Среда, 4 декабря, 20.54
МЧС и Авито разработали онлайн-игру о безопасности дома и в сети
Среда, 4 декабря, 20.04