Яркий светоч земли Пермской
В год 220-летния Пермской епархии мы продолжаем разговор о ее истории и пермских епископах
09.07.2019
Дело первого епископа Пермского Иоанна продолжил Владыка Иустин (Вишневский). О его жизненном пути, деятельности и заслугах на Пермской земле рассказывает известный пермский историк Дмитрий Софьин.
- Второй епископ Пермский и Екатеринбургский Иустин Вишневский был человеком с очень необычной судьбой. Родился он в Рязанской земле в семье священника. Дата его рождения - по одним данным, 1748 год, по другим – 1751-й, т.е. в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Будущий Владыка окончил Рязанскую духовную семинарию и за серьезные успехи в учебе и науке после окончания был оставлен там преподавателем. Через некоторое время, получив опыт преподавания в Рязанской семинарии, он получает назначение на должность законоучителя в инженерный кадетский корпус в Петербурге - преподавать Закон Божий будущим инженерам.
Такое назначение в Петербург в одно из лучших учебных заведений, а тем более в военное, достаточно необычно для провинциального священнослужителя и преподавателя семинарии. Очевидно, что иеромонах Иустин обратил на себя внимание значительными успехами. Параллельно с этим он преподавал русский язык у переселившихся в Россию греков, следовательно, на хорошем уровне знал греческий язык. Причем не только древнегреческий язык, который преподавался в семинарии обязательно, но и имел навыки современного разговорного греческого языка.
Уместно сказать, что современный греческий язык очень отличается от древнегреческого и существует в двух формах. Кафаре́вуса (καθαρεύουσα) - языковая форма, основанная на древнегреческом языке. Долгое время это был официальный язык в греческом государстве, это язык письменности, язык литературы. А димо́тика (δημοτική) - это упрощенная разговорная форма, которая в современном мире уже является официальным языком в Греции. Таким образом, для успешного преподавания русского языка грекам и для свободной коммуникации с учениками необходимо было в совершенстве владеть и «кафаревусой» и «димотикой». Иустин являлся блестящим представителем «ученого монашества» эпохи Просвещения.
Значительная часть жизни иеромонаха Иустина и его становление как ученого монаха происходит в царствование Екатерины Великой, как мы уже говорили. Спустя некоторое время преподавания в кадетском инженерном корпусе он получает новое необычное назначение - на должность настоятеля посольской церкви Российской дипломатической миссии в республике Святого Марка, т.е. Венецианской республике. Отправился он в Венецию с двумя братьями, которые тоже окончили Рязанскую духовную семинарию.
Как правило, в те времена в посольских храмах священнослужитель был только один, т.к. храмы строили не очень большие, прихожан обычно было мало, но в этом случае назначили троих. Точной информации, с чем это было связано, нет, но можно сделать предположение.
Венеция имела тесные связи с Византией. Помимо «добровольных» связей, были и трагические обстоятельства Византийской империи, к которым приложила руку Республика Святого Марка. Имеется в виду четвертый крестовый поход 1204 года, когда латиняне вместо того, чтобы освобождать Иерусалим, как они собирались, поняв, что до Иерусалима идти далеко, долго и опасно, решили разгромить и разграбить Константинополь. Их не смутило и то, что это был христианский город. Крестоносцев не остановило даже то, что папа Римский в 1204 году не благословил поход на Константинополь, более того, он потом осудил участников разгрома. Ярым представителем похода был венецианский дож Энрико Дандоло, крупный купец. Ему в то время было около 90 лет, он был слепой и испытывал невероятную злобу по отношению к Византии и византийцам. Вторая причина, по которой крестоносцы оказались под Константинополем, - то, что они много брали в кредит у византийцев и не могли рассчитаться. Энрико Дандоло и предложил разграбить город, чтоб не платить по счетам.
Константинополь был разграблен, множество культурных и духовных ценностей оказались в западной Европе и в Венеции. Венеция тогда очень украсилась памятниками, туда попало и немало исторических византийских книг. И вполне возможно, что перед ученым иеромонахом Иустином и его братьями была поставлена задача провести работу по выявлению византийского наследия, поиску, приобретению или копированию этих книг, сбору важных исторических сведений: из Константинополя в Венецию могли попасть совершенно уникальные вещи, в том числе относящиеся к первым векам христианства.
- То есть мы можем говорить, что иеромонах Иустин знал в совершенстве не только два варианта греческого языка, но и латинский, возможно, и итальянский, это был всесторонне развитый человек?
- Как воспитанник дореволюционной духовной семинарии он, естественно, должен был знать греческий, латинский и древнееврейские языки. А если после семинарии он был назначен преподавателем, а потом стал законоучителем в лучшем учебном заведении в Петербурге – это значит, что он показывал выдающиеся успехи уже во время своего обучения. Из того, что он преподавал грекам, очевидно, что он знал и новогреческий язык. Далее мы узнаем, что он владел итальянским и французским языками.
Нужно сказать, что о пермских архиереях давних лет мы знаем не очень много. Подробных биографий нет до сих пор, и не потому, что нет документов и материалов. Например, в Пермском Государственном архиве можно найти много материалов конца XVIII и до начала ХХ века по истории Пермской епархии, по управлению епархией и о деятельности пермских архиереев здесь, на нашей земле. Что касается их предыдущей деятельности, в Историческом архиве в г. Санкт-Петербург огромный фонд материалов Синода, в частности, что касается владыки Иустина, вполне возможно, там хранятся материалы, документы и даже отчеты о его службе в Венеции. Что касается ранних лет служения владыки Иустина, его обучения в духовной семинарии, его предков, рязанских священнослужителей, можно поискать документы в государственном архиве Рязанской области.
Иеромонах Иустин был назначен в Венецию в 1783 году, а вернулся в 1799-м, провел там 16 лет, очевидно не без дела, но результаты его трудов неизвестны. Вернулся он в Россию без документов. Служба в Венеции завершилась при весьма драматических обстоятельствах. В 1799 году, в разгар наполеоновских войн, войска Наполеона Бонапарта захватывают республику Святого Марка и Венецию. Россия тогда воевала с наполеоновской Францией, 1799 год – год блистательных походов Суворова, перехода через Альпы. В этих обстоятельствах Российской дипломатической миссии оставаться в Венеции было опасно. Видимо, все уезжали в большой спешке, настолько, что будущий владыка Иустин не смог ничего с собой взять.
- Как мы выяснили - ничего, кроме знаний. Современным языком можно сказать, что он не стремился к карьерному росту, напротив, «карьера» стремилась к нему. Владыка везде получал знания, он сам пользовался этим запасом и охотно делился со всем миром, что и повлияло на его будущее назначение.
- Да. Даже по тем небольшим биографическим описаниям, которые есть о Владыке Иустине, никак не прослеживается, что у него есть какое-то стремление к карьерному росту. Неизвестно были ли у него покровители на уровне Святейшего Синода, скорее всего, не было. Владыка все добывал своим умом, своими знаниями, выдающимся трудолюбием. О каком стремлении к карьерному росту можно говорить, если человек 16 лет спокойно сидит в Венеции в посольском храме и занимается наукой и историей? Он бы и дальше там находился, если бы не захват города Наполеоном.
Более того, владыка Иустин не получает даже сан архиепископа и не прилагает к этому никаких усилий, хотя, скорее всего, это было бы сделать совсем несложно, учитывая его долгий и очень активный срок службы. А в друзьях у Владыки были такие выдающиеся люди, как Сперанский и другие, через которых можно было бы ходатайствовать за себя. Таким образом, мы не видим никаких карьерных стремлений.
Мы уже говорили о том, что Владыка Иустин – яркий представитель ученого монашества и человек эпохи Просвещения. У нас эпоха Просвещения больше ассоциируется с Западной Европой, с Францией, с философами той эпохи, такими как Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо. Эпоха Просвещения несла в себе, с одной стороны, более широкий взгляд на мир, на стремление к знаниям, к просвещению, с другой - и сужение этого широкого взгляда, стремление заменить духовное просвещение, всеобъемлющий взгляд на мир, синтез научных, религиозных знаний, синтез богословия и науки. В средние века в Западной Европе, в Византии и других странах богословие и наука всегда шли рука об руку, не было никаких конфликтов между наукой и религией. Напротив, в Византии большие успехи достигались в области и богословия, и светской науки. Зародыш эпохи Просвещения лежал в тех знаниях, которые были накоплены в Византии и после ее разгрома попали в Западную Европу. Ренессанс, по сути, оттуда и вышел, а уже из Ренессанса – эпоха Просвещения.
В Европе в XXVIII веке многие молодые люди вбирали в себя не только стремление к знаниям, но и антицерковную направленность, что переросло во Французскую революцию в 1789 году и в последующие годы.
- Нужно понимать, что в это же время жил и иеромонах Иустин. За 16 лет проживания в Венеции он мог принять те взгляды на церковь и на жизнь, и не только принять, но и стать транслятором этих взглядов. Но, несмотря на все искушения, мы видим целостность ума, верность православной вере в своей душе.
- Совершенно верно. Я не случайно отошел в сторону от биографии Владыки, чтобы показать, в какой атмосфере ему приходилось проводить свою деятельность. Немало было католических священнослужителей в Западной Европе, которые отрекались от церкви.
Так вот, иеромонах Иустин находился не просто в Западной Европе, а в эпицентре всех событий – в Венеции с ее праздником жизни, карнавалами, которые иногда могут казаться богохульством. Вся эта развеселая фривольная жизнь нисколько не поколебала Иустина, а даже наоборот, закалила. Будущий Владыка взял все хорошее, что несла в себе эпоха Просвещения, идеи этой эпохи, а все плохое отринул, он сумел отделить злаки от плевел. Это самый важный урок, который мы можем подчерпнуть из жизни Владыки Иустина (Вишневского).
В 1799 году, в царствование Павла I, иеромонах Иустин возвращается в Россию. Прожив 16 лет в чужой стране, занимаясь учеными трудами, служа в маленькой посольской церкви, сразу получает назначение настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря, и его возводят в сан архимандрита. Ему дают в управление один из старейших и крупнейших русских монастырей. С чем связано такое назначение и чье это было решение? Кого-то из иерархов из состава Святейшего Синода, кого-то из митрополитов, епископов или это личное решение императора Павла I, или подсказал обер-прокурор Святейшего Синода - мы не знаем.
Однако быть настоятелем в Иосифо-Волоколамском монастыре архимандриту Иустину довелось недолго. Через несколько месяцев он получает назначение в Иверский Богородицкий монастырь на Валдай в Новгородскую епархии. Это тоже один из древнейших и славнейших монастырей. Но и в этом монастыре архимандрит Иустин проводит совсем немного времени, тоже несколько месяцев. Мы даже не знаем, довелось ли Владыке приезжать в эти монастыри и вступать в должность настоятеля, потому что в это время было нормой, что между назначением и вступлением на должность проходит несколько месяцев: нужно закончить дела, приехать на новое место, вступить в управление.
В 1800 году, после двух назначений на должность настоятеля, происходит его епископская хиротония. Владыка Иустин назначается епископом Свияжским, викарием Казанской епархии. Известно, что владыка точно вступил в должность, управлял Свияжским викариатством, но тоже непродолжительное время.
Значительная часть времени его епископства в Свияжске уходит на важное поручение Святейшего Синода: освидетельствовать мощи знаменитого святителя Сибирской земли Иннокентия Иркутского. Святитель Иннокентий - епископ Иркутский в первой половине XXVIII века, замечательный духовный деятель, которого глубоко почитали в народе. Это поручение заняло несколько месяцев.
- Таким образом, мы видим, как один миссионер занимается освидетельствованием мощей другого миссионера. Мы видим некую духовную преемственность, т.к. Владыка Иннокентий Иркутский упорно трудился в области миссионерства и проповеди. Также и Владыка Иустин уже в пожилом возрасте продолжает свое обучение, научное делание, назначается свидетельствовать миру о другом миссионере. А после служения Владыки на Сибирской земле можно увидеть, что Пермская кафедра становится светилом миссионерства. Казалось бы, что можно было сделать в Перми после Владыки Иоанна (Островского), который построил семинарию, сделал практически все? Но Владыка Иустин тоже внес свою немалую лепту. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.
- Владыка Иоанн, первый Пермский епископ, проработав на кафедре недолго, всего около двух лет, сделал очень многое, заложил мощный фундамент для развития Пермской епархии. Он внезапно скончался накануне Рождества Христова, 24 декабря 1801 года по старому стилю, и необходимо было срочно найти нового архиерея на недавно учрежденную кафедру - человека неординарного. Поэтому в начале 1802 года Святейший Синод назначает Свияжского епископа Иустина на Пермскую кафедру. Как раз здесь Владыке Иустину, которому уже было больше 50 лет, будет суждено остаться до конца своих дней.
Владыка Иустин управлял Пермской епархией более 20 лет. Став достойным преемником епископа Иоанна Островского, он продолжал и укреплял все его начинания. Его важным качеством было отсутствие гордыни, стремления к проявлению своего «Я». Ведь очень часто бывает, что новый руководитель начинает устанавливать свои порядки, что-то меняет, реформирует. В наше время это норма. А Владыка Иустин начал продолжать и укреплять то, что сделал его предшественник. Где необходимо было внести что-то новое в плане развития, он вносил, но ничего не ломал.
В храме святителя Митрофана Воронежского, в доме пермских архиереев на протяжении ХIХ - начала ХХ века, был зал приемов. Сегодня здесь можно видеть их портреты - крайний слева портрет Владыки Иоанна (Островского), второй слева – Владыки Иустина (Вишневского).
Владыка Иоанн сформировал качественный состав священников Пермской епархии, создал и начал развивать Пермскую духовную семинарию. Владыка Иустин продолжил укреплять и совершенствовать священнические кадры, приложил большие усилия к развитию духовной семинарии. Все преобразования, которые вносил Владыка Иустин, шли вглубь. Он боролся за качество.
Создание семинарии было очень важно, но важно и ее дальнейшее развитие, а в самом начале пути всегда бывает не все так хорошо, как хотелось бы. И вот на одном из документов по управлению семинарией в 1804 году епископ Иустин делает довольно пространную пометку, которая свидетельствует о его направлении деятельности, о том, как он видел развитие семинарии.
«Вол и осел ясли свои знают, но семинаристы, наипаче же ученики философии, к крайнему своему стыду не знают Церкви и Алтаря Господня, от которых и отцы, и предки их, и они сами питались, и питаются, и надеются питаться. Им было уже известно, коликократно …выговоры и негодования за их леность, но все сие осталось не действительно и тщетно к немалому нашему оскорблению. Они чем больше возрастают и чем больше учатся, тем более жестеют, дуреют, а тем и отцов своих бесчестят, ибо от плодов и дерево познается, и каковы ветви, таков и корень, и напротив. Уже не достает терпения нашего, нужны другие средства, дабы лежебоки не поставляли в тяжкое время нежным своим ногам и ветреным головам постоять и послушать молитвословия через один час, или, когда несколько побольше. К всему требуется привычка, которая не приобретается без частого повторения. Почему … приучать к церкви философии учеников таким образом, чтобы все утренние и вечерние ходили в полиелейные дни в Крестовую церковь (в этот храм свт. Митрофания Воронежского), становились на клиросы, читали и пели и научались знать весь церковный устав твердо. Мы уверенны, что сей способ им тем больше понравится, чем полезнее представится. Над ними по окончанию семинарского курса никто не посмеется и не скажет, что ничего не знают церковного, и что сельские ставленники далеко их превосходят в отправлении богослужения».
Семена определенной фривольности, вольности, духовной расслабленности эпохи Просвещения затронули все слои общества и, естественно, не могли не коснуться и духовенства. Нужно понимать, что духовенство неразрывно связано с обществом и тоже является частью народа. Владыка Иустин наблюдал все это воочию и делает упор на работу в этом направлении, чтобы умные семинаристы, которые наполняются философскими знаниями, не отвлекались от основного своего дела и предназначения: от богослужения. Не ленились бы на богослужениях, не облегчали бы богослужебную деятельность.
Есть еще один важный нюанс, в том числе и в этой деятельности. Пермская епархия – это место, где было очень много старообрядцев, которые часто критиковали каноническую церковь за лень священников. Чтобы давать достойный ответ старообрядцам, чтоб каноническая церковь выглядела достойно, необходимо было укреплять богослужебную дисциплину среди семинаристов, и Владыка Иустин не случайно обращает на это внимание.
Учитывая большие расстояния Уральской земли, наряду с магистральными направлениями в старообрядчестве, где сохранялось священничество и передавались знания, существовало много отдаленных старообрядческих поселений, которые порывали связи со своими магистральными общинами и, живя замкнуто, превращались в секты с совершенно дикими представлениями, идущими в разрез не только с православием, но и с христианством, да и вообще с традиционными мировыми религиями. В таких сектах на севере Прикамья практиковалось самосожжение, умерщвление родителей, чтоб они пострадали, это хорошо описано у Белтыцкого в сборнике очерков «Парма». Эти секты были гораздо дальше от христианства, чем иудеи и мусульмане, не говоря о католиках, протестантах и лютеранах. Нужно было этому противостоять, бороться за души соотечественников, способствовать воссоединению с канонической церковью.
Как это можно было сделать? В XVII веке и во времена Петра Великого считалось, что нужно это делать со всей строгостью, твердостью и жесткостью. В XVIII веке, в эпоху Просвещения, у верховной власти в лице императрицы Екатерины Великой, первого пермского генерал-губернатора Евгения Петровича Кашкина, в лице Святейшего Синода как руководящего органа Русской церкви, многих архиереев возобладало мнение, что нужно всячески просвещать и вразумлять старообрядцев. Строгость, конечно, тоже необходима, но весьма умеренная.
Мудрое, спокойное просвещение должно было стать способом возвращения старообрядцев в лоно канонической церкви. Может быть, именно поэтому Владыку Иустина и назначили на Пермскую кафедру, исходя из его предшествующего опыта и широкого мировоззрения. Как раз именно этот архипастырь учреждает первый единоверческий приход в Пермской епархии - это было сделано в Екатеринбурге - и вообще поддерживает единоверческое движении у нас в крае.
Кстати сказать, после Владыки Иустина столь активная деятельность в этом направлении будет проявляться лишь в конце XIX века, когда и будет создан Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь.
- Конечно, подобная активная и всесторонняя деятельность Владыки Иустина не могла не вызывать опасений и подчас нареканий со стороны реакционно настроенного пермского духовенства. И если Владыка Иоанн вообще ратовал за образование священнослужителей как будущих, так и служащих, то Владыка Иустин уже требовал качества в образовании, прилежания, основательности. Можно сказать, что на тот момент он оказался в очень непростом положении?
- Да, действительно! Помимо этого, ведь в XVIII веке очень многие стремились вбить клин между наукой и церковью. Владыка Иустин в это же время обращает внимание на преподавание в Пермской семинарии естественнонаучных дисциплин: математики, физики, геодезии. Он создает даже физический кабинет в семинарии, большие средства тратятся на приобретение геодезических инструментов. Такое научное направление в семинарском образовании сохранится до революции 1917 года и даст свои плоды. Священники, которые после такого обучения выходили из семинарии, очень хорошо разбирались в науке и помогали преодолению мнимого разделения науки и религии.
Владыка Иустин собрал огромную библиотеку, которую он позже завещал семинарии. По тем временам это было огромное собрание книг – 377 томов на нескольких языках! Всё это стало частью библиотеки Пермской духовной семинарии. Это были и труды святых отцов, и комментарии Библии, труды древнегреческих и латинских классиков.
Епископ Иустин принимал всестороннее участие в жизни нашего города. Например, он рассылал увещевание о прививках от оспы, благодаря которым Федору Христофоровичу Гралю удалось преодолеть заблуждение многих людей и спасти множество жителей Перми.
- Стоит, наверное, сказать, что жизнь Владыки Иустина, несмотря на его огромный вклад, завершилась на Пермской земле очень печально. Он не был понят некоторыми людьми, которые попытались опорочить всё сделанное им.
- Владыка Иустин был масштабной личностью. Он создал прекрасную основу духовного образования, основу вообще научной деятельности Пермской епархии, которая затем произрастала и развивалась – но при этом он не имел достаточного опыта в финансовых и экономических вопросах. Он совсем недолго успел настоятельствовать в монастырях, и потому, наверное, за финансовой составляющей просто не успевал следить. К тому же давайте вспомним его преклонный возраст и уральский климат, который подорвал здоровье архипастыря.
Среди его окружения нашлись люди, которые вели себя не очень благовидно, и это показала ревизия 1820-х годов, которая выявила нарушения. Она также доказала непричастность Владыки Иустина - и вместе с тем невозможность для него в силу возраста уследить за финансовыми делами епархии. Потому в 1823 году было принято решение отправить Владыку на покой. Он стал жить во флигеле на территории Спасо-Преображенского кафедрального собора, который, кстати, был освящен при нём, в 1819 году.
В 1824 году Пермь посетил император Александр I, который пожелал встретиться с Владыкой Иустином. Встреча произошла в архиерейских покоях и, конечно же, была утешением для Владыки. Они долго обо всём говорили.
Спустя два года, в 1826 году Владыка Иустин в мире отошёл ко Господу и был похоронен за алтарной частью Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Беседовал Юрий КИЩУК
ФОТО: pravperm.ru
- Второй епископ Пермский и Екатеринбургский Иустин Вишневский был человеком с очень необычной судьбой. Родился он в Рязанской земле в семье священника. Дата его рождения - по одним данным, 1748 год, по другим – 1751-й, т.е. в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Будущий Владыка окончил Рязанскую духовную семинарию и за серьезные успехи в учебе и науке после окончания был оставлен там преподавателем. Через некоторое время, получив опыт преподавания в Рязанской семинарии, он получает назначение на должность законоучителя в инженерный кадетский корпус в Петербурге - преподавать Закон Божий будущим инженерам.
Такое назначение в Петербург в одно из лучших учебных заведений, а тем более в военное, достаточно необычно для провинциального священнослужителя и преподавателя семинарии. Очевидно, что иеромонах Иустин обратил на себя внимание значительными успехами. Параллельно с этим он преподавал русский язык у переселившихся в Россию греков, следовательно, на хорошем уровне знал греческий язык. Причем не только древнегреческий язык, который преподавался в семинарии обязательно, но и имел навыки современного разговорного греческого языка.
Уместно сказать, что современный греческий язык очень отличается от древнегреческого и существует в двух формах. Кафаре́вуса (καθαρεύουσα) - языковая форма, основанная на древнегреческом языке. Долгое время это был официальный язык в греческом государстве, это язык письменности, язык литературы. А димо́тика (δημοτική) - это упрощенная разговорная форма, которая в современном мире уже является официальным языком в Греции. Таким образом, для успешного преподавания русского языка грекам и для свободной коммуникации с учениками необходимо было в совершенстве владеть и «кафаревусой» и «димотикой». Иустин являлся блестящим представителем «ученого монашества» эпохи Просвещения.
Значительная часть жизни иеромонаха Иустина и его становление как ученого монаха происходит в царствование Екатерины Великой, как мы уже говорили. Спустя некоторое время преподавания в кадетском инженерном корпусе он получает новое необычное назначение - на должность настоятеля посольской церкви Российской дипломатической миссии в республике Святого Марка, т.е. Венецианской республике. Отправился он в Венецию с двумя братьями, которые тоже окончили Рязанскую духовную семинарию.
Как правило, в те времена в посольских храмах священнослужитель был только один, т.к. храмы строили не очень большие, прихожан обычно было мало, но в этом случае назначили троих. Точной информации, с чем это было связано, нет, но можно сделать предположение.
Венеция имела тесные связи с Византией. Помимо «добровольных» связей, были и трагические обстоятельства Византийской империи, к которым приложила руку Республика Святого Марка. Имеется в виду четвертый крестовый поход 1204 года, когда латиняне вместо того, чтобы освобождать Иерусалим, как они собирались, поняв, что до Иерусалима идти далеко, долго и опасно, решили разгромить и разграбить Константинополь. Их не смутило и то, что это был христианский город. Крестоносцев не остановило даже то, что папа Римский в 1204 году не благословил поход на Константинополь, более того, он потом осудил участников разгрома. Ярым представителем похода был венецианский дож Энрико Дандоло, крупный купец. Ему в то время было около 90 лет, он был слепой и испытывал невероятную злобу по отношению к Византии и византийцам. Вторая причина, по которой крестоносцы оказались под Константинополем, - то, что они много брали в кредит у византийцев и не могли рассчитаться. Энрико Дандоло и предложил разграбить город, чтоб не платить по счетам.
Константинополь был разграблен, множество культурных и духовных ценностей оказались в западной Европе и в Венеции. Венеция тогда очень украсилась памятниками, туда попало и немало исторических византийских книг. И вполне возможно, что перед ученым иеромонахом Иустином и его братьями была поставлена задача провести работу по выявлению византийского наследия, поиску, приобретению или копированию этих книг, сбору важных исторических сведений: из Константинополя в Венецию могли попасть совершенно уникальные вещи, в том числе относящиеся к первым векам христианства.
- То есть мы можем говорить, что иеромонах Иустин знал в совершенстве не только два варианта греческого языка, но и латинский, возможно, и итальянский, это был всесторонне развитый человек?
- Как воспитанник дореволюционной духовной семинарии он, естественно, должен был знать греческий, латинский и древнееврейские языки. А если после семинарии он был назначен преподавателем, а потом стал законоучителем в лучшем учебном заведении в Петербурге – это значит, что он показывал выдающиеся успехи уже во время своего обучения. Из того, что он преподавал грекам, очевидно, что он знал и новогреческий язык. Далее мы узнаем, что он владел итальянским и французским языками.
Нужно сказать, что о пермских архиереях давних лет мы знаем не очень много. Подробных биографий нет до сих пор, и не потому, что нет документов и материалов. Например, в Пермском Государственном архиве можно найти много материалов конца XVIII и до начала ХХ века по истории Пермской епархии, по управлению епархией и о деятельности пермских архиереев здесь, на нашей земле. Что касается их предыдущей деятельности, в Историческом архиве в г. Санкт-Петербург огромный фонд материалов Синода, в частности, что касается владыки Иустина, вполне возможно, там хранятся материалы, документы и даже отчеты о его службе в Венеции. Что касается ранних лет служения владыки Иустина, его обучения в духовной семинарии, его предков, рязанских священнослужителей, можно поискать документы в государственном архиве Рязанской области.
Иеромонах Иустин был назначен в Венецию в 1783 году, а вернулся в 1799-м, провел там 16 лет, очевидно не без дела, но результаты его трудов неизвестны. Вернулся он в Россию без документов. Служба в Венеции завершилась при весьма драматических обстоятельствах. В 1799 году, в разгар наполеоновских войн, войска Наполеона Бонапарта захватывают республику Святого Марка и Венецию. Россия тогда воевала с наполеоновской Францией, 1799 год – год блистательных походов Суворова, перехода через Альпы. В этих обстоятельствах Российской дипломатической миссии оставаться в Венеции было опасно. Видимо, все уезжали в большой спешке, настолько, что будущий владыка Иустин не смог ничего с собой взять.
- Как мы выяснили - ничего, кроме знаний. Современным языком можно сказать, что он не стремился к карьерному росту, напротив, «карьера» стремилась к нему. Владыка везде получал знания, он сам пользовался этим запасом и охотно делился со всем миром, что и повлияло на его будущее назначение.
- Да. Даже по тем небольшим биографическим описаниям, которые есть о Владыке Иустине, никак не прослеживается, что у него есть какое-то стремление к карьерному росту. Неизвестно были ли у него покровители на уровне Святейшего Синода, скорее всего, не было. Владыка все добывал своим умом, своими знаниями, выдающимся трудолюбием. О каком стремлении к карьерному росту можно говорить, если человек 16 лет спокойно сидит в Венеции в посольском храме и занимается наукой и историей? Он бы и дальше там находился, если бы не захват города Наполеоном.
Более того, владыка Иустин не получает даже сан архиепископа и не прилагает к этому никаких усилий, хотя, скорее всего, это было бы сделать совсем несложно, учитывая его долгий и очень активный срок службы. А в друзьях у Владыки были такие выдающиеся люди, как Сперанский и другие, через которых можно было бы ходатайствовать за себя. Таким образом, мы не видим никаких карьерных стремлений.
Мы уже говорили о том, что Владыка Иустин – яркий представитель ученого монашества и человек эпохи Просвещения. У нас эпоха Просвещения больше ассоциируется с Западной Европой, с Францией, с философами той эпохи, такими как Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо. Эпоха Просвещения несла в себе, с одной стороны, более широкий взгляд на мир, на стремление к знаниям, к просвещению, с другой - и сужение этого широкого взгляда, стремление заменить духовное просвещение, всеобъемлющий взгляд на мир, синтез научных, религиозных знаний, синтез богословия и науки. В средние века в Западной Европе, в Византии и других странах богословие и наука всегда шли рука об руку, не было никаких конфликтов между наукой и религией. Напротив, в Византии большие успехи достигались в области и богословия, и светской науки. Зародыш эпохи Просвещения лежал в тех знаниях, которые были накоплены в Византии и после ее разгрома попали в Западную Европу. Ренессанс, по сути, оттуда и вышел, а уже из Ренессанса – эпоха Просвещения.
В Европе в XXVIII веке многие молодые люди вбирали в себя не только стремление к знаниям, но и антицерковную направленность, что переросло во Французскую революцию в 1789 году и в последующие годы.
- Нужно понимать, что в это же время жил и иеромонах Иустин. За 16 лет проживания в Венеции он мог принять те взгляды на церковь и на жизнь, и не только принять, но и стать транслятором этих взглядов. Но, несмотря на все искушения, мы видим целостность ума, верность православной вере в своей душе.
- Совершенно верно. Я не случайно отошел в сторону от биографии Владыки, чтобы показать, в какой атмосфере ему приходилось проводить свою деятельность. Немало было католических священнослужителей в Западной Европе, которые отрекались от церкви.
Так вот, иеромонах Иустин находился не просто в Западной Европе, а в эпицентре всех событий – в Венеции с ее праздником жизни, карнавалами, которые иногда могут казаться богохульством. Вся эта развеселая фривольная жизнь нисколько не поколебала Иустина, а даже наоборот, закалила. Будущий Владыка взял все хорошее, что несла в себе эпоха Просвещения, идеи этой эпохи, а все плохое отринул, он сумел отделить злаки от плевел. Это самый важный урок, который мы можем подчерпнуть из жизни Владыки Иустина (Вишневского).
В 1799 году, в царствование Павла I, иеромонах Иустин возвращается в Россию. Прожив 16 лет в чужой стране, занимаясь учеными трудами, служа в маленькой посольской церкви, сразу получает назначение настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря, и его возводят в сан архимандрита. Ему дают в управление один из старейших и крупнейших русских монастырей. С чем связано такое назначение и чье это было решение? Кого-то из иерархов из состава Святейшего Синода, кого-то из митрополитов, епископов или это личное решение императора Павла I, или подсказал обер-прокурор Святейшего Синода - мы не знаем.
Однако быть настоятелем в Иосифо-Волоколамском монастыре архимандриту Иустину довелось недолго. Через несколько месяцев он получает назначение в Иверский Богородицкий монастырь на Валдай в Новгородскую епархии. Это тоже один из древнейших и славнейших монастырей. Но и в этом монастыре архимандрит Иустин проводит совсем немного времени, тоже несколько месяцев. Мы даже не знаем, довелось ли Владыке приезжать в эти монастыри и вступать в должность настоятеля, потому что в это время было нормой, что между назначением и вступлением на должность проходит несколько месяцев: нужно закончить дела, приехать на новое место, вступить в управление.
В 1800 году, после двух назначений на должность настоятеля, происходит его епископская хиротония. Владыка Иустин назначается епископом Свияжским, викарием Казанской епархии. Известно, что владыка точно вступил в должность, управлял Свияжским викариатством, но тоже непродолжительное время.
Значительная часть времени его епископства в Свияжске уходит на важное поручение Святейшего Синода: освидетельствовать мощи знаменитого святителя Сибирской земли Иннокентия Иркутского. Святитель Иннокентий - епископ Иркутский в первой половине XXVIII века, замечательный духовный деятель, которого глубоко почитали в народе. Это поручение заняло несколько месяцев.
- Таким образом, мы видим, как один миссионер занимается освидетельствованием мощей другого миссионера. Мы видим некую духовную преемственность, т.к. Владыка Иннокентий Иркутский упорно трудился в области миссионерства и проповеди. Также и Владыка Иустин уже в пожилом возрасте продолжает свое обучение, научное делание, назначается свидетельствовать миру о другом миссионере. А после служения Владыки на Сибирской земле можно увидеть, что Пермская кафедра становится светилом миссионерства. Казалось бы, что можно было сделать в Перми после Владыки Иоанна (Островского), который построил семинарию, сделал практически все? Но Владыка Иустин тоже внес свою немалую лепту. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.
- Владыка Иоанн, первый Пермский епископ, проработав на кафедре недолго, всего около двух лет, сделал очень многое, заложил мощный фундамент для развития Пермской епархии. Он внезапно скончался накануне Рождества Христова, 24 декабря 1801 года по старому стилю, и необходимо было срочно найти нового архиерея на недавно учрежденную кафедру - человека неординарного. Поэтому в начале 1802 года Святейший Синод назначает Свияжского епископа Иустина на Пермскую кафедру. Как раз здесь Владыке Иустину, которому уже было больше 50 лет, будет суждено остаться до конца своих дней.
Владыка Иустин управлял Пермской епархией более 20 лет. Став достойным преемником епископа Иоанна Островского, он продолжал и укреплял все его начинания. Его важным качеством было отсутствие гордыни, стремления к проявлению своего «Я». Ведь очень часто бывает, что новый руководитель начинает устанавливать свои порядки, что-то меняет, реформирует. В наше время это норма. А Владыка Иустин начал продолжать и укреплять то, что сделал его предшественник. Где необходимо было внести что-то новое в плане развития, он вносил, но ничего не ломал.
В храме святителя Митрофана Воронежского, в доме пермских архиереев на протяжении ХIХ - начала ХХ века, был зал приемов. Сегодня здесь можно видеть их портреты - крайний слева портрет Владыки Иоанна (Островского), второй слева – Владыки Иустина (Вишневского).
Владыка Иоанн сформировал качественный состав священников Пермской епархии, создал и начал развивать Пермскую духовную семинарию. Владыка Иустин продолжил укреплять и совершенствовать священнические кадры, приложил большие усилия к развитию духовной семинарии. Все преобразования, которые вносил Владыка Иустин, шли вглубь. Он боролся за качество.
Создание семинарии было очень важно, но важно и ее дальнейшее развитие, а в самом начале пути всегда бывает не все так хорошо, как хотелось бы. И вот на одном из документов по управлению семинарией в 1804 году епископ Иустин делает довольно пространную пометку, которая свидетельствует о его направлении деятельности, о том, как он видел развитие семинарии.
«Вол и осел ясли свои знают, но семинаристы, наипаче же ученики философии, к крайнему своему стыду не знают Церкви и Алтаря Господня, от которых и отцы, и предки их, и они сами питались, и питаются, и надеются питаться. Им было уже известно, коликократно …выговоры и негодования за их леность, но все сие осталось не действительно и тщетно к немалому нашему оскорблению. Они чем больше возрастают и чем больше учатся, тем более жестеют, дуреют, а тем и отцов своих бесчестят, ибо от плодов и дерево познается, и каковы ветви, таков и корень, и напротив. Уже не достает терпения нашего, нужны другие средства, дабы лежебоки не поставляли в тяжкое время нежным своим ногам и ветреным головам постоять и послушать молитвословия через один час, или, когда несколько побольше. К всему требуется привычка, которая не приобретается без частого повторения. Почему … приучать к церкви философии учеников таким образом, чтобы все утренние и вечерние ходили в полиелейные дни в Крестовую церковь (в этот храм свт. Митрофания Воронежского), становились на клиросы, читали и пели и научались знать весь церковный устав твердо. Мы уверенны, что сей способ им тем больше понравится, чем полезнее представится. Над ними по окончанию семинарского курса никто не посмеется и не скажет, что ничего не знают церковного, и что сельские ставленники далеко их превосходят в отправлении богослужения».
Семена определенной фривольности, вольности, духовной расслабленности эпохи Просвещения затронули все слои общества и, естественно, не могли не коснуться и духовенства. Нужно понимать, что духовенство неразрывно связано с обществом и тоже является частью народа. Владыка Иустин наблюдал все это воочию и делает упор на работу в этом направлении, чтобы умные семинаристы, которые наполняются философскими знаниями, не отвлекались от основного своего дела и предназначения: от богослужения. Не ленились бы на богослужениях, не облегчали бы богослужебную деятельность.
Есть еще один важный нюанс, в том числе и в этой деятельности. Пермская епархия – это место, где было очень много старообрядцев, которые часто критиковали каноническую церковь за лень священников. Чтобы давать достойный ответ старообрядцам, чтоб каноническая церковь выглядела достойно, необходимо было укреплять богослужебную дисциплину среди семинаристов, и Владыка Иустин не случайно обращает на это внимание.
Учитывая большие расстояния Уральской земли, наряду с магистральными направлениями в старообрядчестве, где сохранялось священничество и передавались знания, существовало много отдаленных старообрядческих поселений, которые порывали связи со своими магистральными общинами и, живя замкнуто, превращались в секты с совершенно дикими представлениями, идущими в разрез не только с православием, но и с христианством, да и вообще с традиционными мировыми религиями. В таких сектах на севере Прикамья практиковалось самосожжение, умерщвление родителей, чтоб они пострадали, это хорошо описано у Белтыцкого в сборнике очерков «Парма». Эти секты были гораздо дальше от христианства, чем иудеи и мусульмане, не говоря о католиках, протестантах и лютеранах. Нужно было этому противостоять, бороться за души соотечественников, способствовать воссоединению с канонической церковью.
Как это можно было сделать? В XVII веке и во времена Петра Великого считалось, что нужно это делать со всей строгостью, твердостью и жесткостью. В XVIII веке, в эпоху Просвещения, у верховной власти в лице императрицы Екатерины Великой, первого пермского генерал-губернатора Евгения Петровича Кашкина, в лице Святейшего Синода как руководящего органа Русской церкви, многих архиереев возобладало мнение, что нужно всячески просвещать и вразумлять старообрядцев. Строгость, конечно, тоже необходима, но весьма умеренная.
Мудрое, спокойное просвещение должно было стать способом возвращения старообрядцев в лоно канонической церкви. Может быть, именно поэтому Владыку Иустина и назначили на Пермскую кафедру, исходя из его предшествующего опыта и широкого мировоззрения. Как раз именно этот архипастырь учреждает первый единоверческий приход в Пермской епархии - это было сделано в Екатеринбурге - и вообще поддерживает единоверческое движении у нас в крае.
Кстати сказать, после Владыки Иустина столь активная деятельность в этом направлении будет проявляться лишь в конце XIX века, когда и будет создан Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь.
- Конечно, подобная активная и всесторонняя деятельность Владыки Иустина не могла не вызывать опасений и подчас нареканий со стороны реакционно настроенного пермского духовенства. И если Владыка Иоанн вообще ратовал за образование священнослужителей как будущих, так и служащих, то Владыка Иустин уже требовал качества в образовании, прилежания, основательности. Можно сказать, что на тот момент он оказался в очень непростом положении?
- Да, действительно! Помимо этого, ведь в XVIII веке очень многие стремились вбить клин между наукой и церковью. Владыка Иустин в это же время обращает внимание на преподавание в Пермской семинарии естественнонаучных дисциплин: математики, физики, геодезии. Он создает даже физический кабинет в семинарии, большие средства тратятся на приобретение геодезических инструментов. Такое научное направление в семинарском образовании сохранится до революции 1917 года и даст свои плоды. Священники, которые после такого обучения выходили из семинарии, очень хорошо разбирались в науке и помогали преодолению мнимого разделения науки и религии.
Владыка Иустин собрал огромную библиотеку, которую он позже завещал семинарии. По тем временам это было огромное собрание книг – 377 томов на нескольких языках! Всё это стало частью библиотеки Пермской духовной семинарии. Это были и труды святых отцов, и комментарии Библии, труды древнегреческих и латинских классиков.
Епископ Иустин принимал всестороннее участие в жизни нашего города. Например, он рассылал увещевание о прививках от оспы, благодаря которым Федору Христофоровичу Гралю удалось преодолеть заблуждение многих людей и спасти множество жителей Перми.
- Стоит, наверное, сказать, что жизнь Владыки Иустина, несмотря на его огромный вклад, завершилась на Пермской земле очень печально. Он не был понят некоторыми людьми, которые попытались опорочить всё сделанное им.
- Владыка Иустин был масштабной личностью. Он создал прекрасную основу духовного образования, основу вообще научной деятельности Пермской епархии, которая затем произрастала и развивалась – но при этом он не имел достаточного опыта в финансовых и экономических вопросах. Он совсем недолго успел настоятельствовать в монастырях, и потому, наверное, за финансовой составляющей просто не успевал следить. К тому же давайте вспомним его преклонный возраст и уральский климат, который подорвал здоровье архипастыря.
Среди его окружения нашлись люди, которые вели себя не очень благовидно, и это показала ревизия 1820-х годов, которая выявила нарушения. Она также доказала непричастность Владыки Иустина - и вместе с тем невозможность для него в силу возраста уследить за финансовыми делами епархии. Потому в 1823 году было принято решение отправить Владыку на покой. Он стал жить во флигеле на территории Спасо-Преображенского кафедрального собора, который, кстати, был освящен при нём, в 1819 году.
В 1824 году Пермь посетил император Александр I, который пожелал встретиться с Владыкой Иустином. Встреча произошла в архиерейских покоях и, конечно же, была утешением для Владыки. Они долго обо всём говорили.
Спустя два года, в 1826 году Владыка Иустин в мире отошёл ко Господу и был похоронен за алтарной частью Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Беседовал Юрий КИЩУК
ФОТО: pravperm.ru
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Ученые Пермского политеха выяснили, как сделать лесные дороги более прочными
Пятница, 29 ноября, 15.57
Из-за разлитого бензола в Новоуральске закрыли поликлинику №3
Пятница, 29 ноября, 15.56
Росреестр Прикамья разъясняет, что делать с уведомлением о выявлении правообладателя
Пятница, 29 ноября, 15.55