Закон в сфере обращения с отходами наткнулся на реалии Зауралья
Эксперты утверждают, что согласия между участниками процесса нет: «Телега едет сама по себе»
29.07.2016
На площадке регионального отделения ОНФ прошел круглый стол, посвященный проблеме организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов в Курганской области. Трудности серьезные. Реализация нового федерального закона, который ввел в ступор всю сферу, может провалиться. Большинство возчиков мусора не спешат получать лицензии, а многие объекты размещения отходов оказались вне закона из-за несоответствия требованиям. И самое главное – с приходом регионального оператора область ждет введение для всего населения единого тарифа на мусор, который может оказаться выше существующего. Подробности – в материале.
С 2014 года приняты федеральные нормы, которые кардинально изменили ситуацию в сфере обращения с отходами. Вводятся понятия регионального оператора, территориальных схем, лицензирования деятельности по обращению с отходами, сбору и транспортировке.
Основным событием этого года было введение лицензирования. Запущены нормы, запрещающие размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр. Также сейчас в регионе ведется разработка территориальных схем по обращению с отходами. Это основополагающий документ, который будет регулировать потоки отходов от мест образования до мест утилизации.
Но как водится, все изменения упали на неподготовленную почву, что привело к сбою. По словам эксперта по обращению с ТБО Сергея Завьялова, из 200 потенциальных получателей лицензии по обращению с отходами документ получили только порядка 10%. Это привело к тому, что 80% территории области оказалось не охвачено лицензированными возчиками отходов. Но все существующие организации по-прежнему продолжают сбор и транспортировку мусора. И отходы вывозят на объекты, не входящие в реестр. С одной стороны, это нарушение действующего законодательства, но, с другой стороны, не вывозить мусор тоже нельзя.
Весной ситуация обострилась в связи тем, что единственный рядом с областным центром полигон – МУП «Шуховский полигон ТБО» – перестал принимать мусор. Это сказалось плачевно на городе Кургане и соседних муниципалитетах. Сбой связан с изменением законодательства. Старая лицензия закончила свое действие, а требования к лицензиату в новом законодательстве ужесточились, поэтому возникли трудности с получением заветного документа.
Однако картина куда более ужасающая. Дело не только в новом законодательстве. Природоохранная прокуратура выявила многочисленные нарушения на полигоне. Предприятие осуществляло деятельность без лицензии и принимало отходы 1–4-го классов опасности. Не осуществлялся лабораторный контроль состава поступающих отходов. Не учитывался класс и токсичность отходов, не выполнялся производственный контроль.
На резервном земельном участке, которое арендовало предприятие с целью реконструкции, выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании. На участке осуществлялись работы по добыче песка в промышленных масштабах. Ущерб государству в результате неправомерных действий должностных лиц предприятия составил свыше 7,6 млн рублей. В настоящее время административные материалы находятся в Арбитражном суде. За нарушения лицензионных и санитарных требований предприятие было привлечено к административной ответственности. И самое серьезное, что будет иметь определённые последствия для руководства предприятия, – уголовные дела по ч. 4 ст. 158 УК РФ (хищение полезных ископаемых в особо крупном размере) и ч. 1 ст. 171 УК РФ (незаконная предпринимательская деятельность).
Врио сити-менеджера Кургана Андрей Жижин успокоил присутствующих, пообещав, что в ближайшие дни полигон получит лицензию.
– Были проведены многочисленные проверки. Мы сняли все замечания, которые были у надзорных органов к полигону. Надеюсь, к концу недели лицензию получим и сможем завозить на полигон мусор 4-го и 5-го класса опасности, – сказал Жижин.
У экспертов круглого стола возник закономерный вопрос: хватит ли у МУП «Шуховский полигон ТБО» мощности принимать мусор из города и близлежащих муниципальных образований?
По словам руководителя Управления Росприроднадзора по Курганской области Сергея Воробьева, перед получением лицензии была проведена работа по уточнению объема размещенного мусора. Полигон может принимать отходы на существующих площадях еще 3 года. Резервный участок полигон просто так использовать не может, так как есть ряд замечаний к нему. Сегодня, с учетом подсчета накопленного мусора, трех лет достаточно, чтобы построить новый полигон или реконструировать существующий.
Также с 2016 года вся ответственность по функционированию системы обращения с отходами лежит на субъекте РФ в лице уполномоченного органа. В нашем случае это Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, который может делегировать свои полномочия муниципалитетам.
По словам заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Оксаны Гирман, в прошлом году определен приоритетный список межпоселенческих объектов для размещения отходов. В частности, определено 87 первоочередных объектов для оформления. 44 объекта уже оформлены под размещение отходов промышленности, 16 – под временное хранение. В настоящее время поставлена задача проработать дополнительные участки для сельских поселений с целью перевода их под объекты временного хранения и накопления твердых коммунальных отходов. В настоящее время в государственный реестр внесены только 9 объектов размещения ТБО в области.
Как уточнил руководитель регионального Росприроднадзора Сергей Воробьев, из этих 9 объектов лицензию имеют только 5 объектов. Остальные не соответствуют предъявленным требованиям.
Однако новая схема предполагает, что в удаленных районах, где нет объектов размещения отходов, будут созданы пункты временного накопления сроком до 11 месяцев. Но они тоже должны соответствовать СанПиНу и экологическим нормам.
В связи со сложившейся ситуацией департамент ведет работу по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по строительству нового полигона с сортировкой и 5 мусороперегрузочными станциями в районах.
– С учетом опыта других регионов и требуемого объема размещения твердых коммунальных отходов и сортировки, мы планируем построить полигон мощностью 220 тысяч тонн, – отметила Оксана Гирман. – По расчетным сведениям, полигона такой мощности будет достаточно, чтобы разместить образующиеся отходы на территории области. Шуховский полигон будет работать на период проектирования и строительства нового объекта. В дальнейшем мы планируем войти в федеральную программу с целью его реконструкции.
Самый важный документ для региона, который сможет убрать хаос в сфере обращения с отходами и организовать процесс, – это территориальная схема. Сейчас власти ведут ее разработку. Однако у «фронтовиков» возникли опасения, не будет ли территориальная схема прописана под одного монополиста, который не позволит другим представителям бизнеса зайти на рынок.
– Все совершенно не так, – возразил Сергей Воробьев. – Территориальная схема – это некая оболочка, которая может действовать, исходя из существующей ситуации. Есть 4 объекта размещения и Шуховский полигон, который получит скоро лицензию, есть организации, которые оказывают услуги по сбору и транспортировке, по переработке и обезвреживанию. Они сегодня, несомненно, попадут в территориальную схему. Если у любого предпринимателя возникнет желание за счет своих средств построить полигон и он будет соответствовать всем нормам, то он может реализовать проект. Его полигон внесут в разработанную территориальную схему.
Есть еще одно нововведение, которое население может встретить в штыки. С приходом регионального оператора будет введен единый тариф на мусор для всего населения региона. Отметим, что региональный оператор – это организация, которая будет заключать свои договорные отношения с предприятиями, которые сейчас работают в районах и имеют лицензию на вывоз мусора. Оператор будет оплачивать полигону услугу по размещению мусора.
Требования для разработки единого тарифа на федеральном уровне еще не утверждены. Но уже известно, что с 1 января платеж будет введен в виде коммунальной услуги для населения всей Курганской области. Каждый источник образования отходов, в том числе частные дома, будет заключать договор напрямую с региональным оператором.
– Тариф будет единый, и он будет учитывать все, – заявил член регионального штаба ОНФ Евгений Симонов и высказал свои опасения: – Курганский житель будет в какой-то степени платить за те субъекты, которые находятся удаленно от полигона или объекта размещения отходов. В тарифе будет заложена и стоимость строительства полигонов, одного или нескольких.
Эксперты подтвердили, что в тариф включат инвестиционную составляющую, связанную со строительством нового полигона. Также его размер будет зависеть от объемов мусора.
– Но какой точно будет единый тариф, никто сегодня сказать не может, – сказал Сергей Воробьев. – Я уверен, что он будет, несомненно, выше того, который есть сейчас.
Между тем в регионах, где уже заработал региональный оператор, тариф повысился в разы. В Набережных Челнах люди просто перестали платить. Что будет, когда жителям удаленных муниципальных образований Зауралья, которые никогда не платили за мусор, предъявят счет? Никто этого не знает. И может получиться так, что у регионального оператора не будет хватать денег для всех операций.
«Фронтовики» предложили провести публичные слушания при разработке территориальной схемы и тарифа, чтобы обеспечить гласность процесса и информировать население и организации, а также отправить все озвученные предложения губернатору.
– Нам необходимо наладить взаимоотношения друг с другом, потому что складывается впечатление, что согласия нет и телега едет сама по себе, – сказал член регионального штаба ОНФ Евгений Симонов, подводя итоги. – Территориальная схема должна быть публичной. Нужно привести участников в рамки правового поля, чтобы они могли существовать в нем хотя бы до прихода регионального оператора. Надо наладить логистику, открытость и прозрачность в данной сфере, чтобы не было мертворожденного проекта, потому что федеральный закон надо исполнять, региональный оператор должен появиться. И жители городов и сел должны понимать, за что они будут платить.
С 2014 года приняты федеральные нормы, которые кардинально изменили ситуацию в сфере обращения с отходами. Вводятся понятия регионального оператора, территориальных схем, лицензирования деятельности по обращению с отходами, сбору и транспортировке.
Основным событием этого года было введение лицензирования. Запущены нормы, запрещающие размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр. Также сейчас в регионе ведется разработка территориальных схем по обращению с отходами. Это основополагающий документ, который будет регулировать потоки отходов от мест образования до мест утилизации.
Но как водится, все изменения упали на неподготовленную почву, что привело к сбою. По словам эксперта по обращению с ТБО Сергея Завьялова, из 200 потенциальных получателей лицензии по обращению с отходами документ получили только порядка 10%. Это привело к тому, что 80% территории области оказалось не охвачено лицензированными возчиками отходов. Но все существующие организации по-прежнему продолжают сбор и транспортировку мусора. И отходы вывозят на объекты, не входящие в реестр. С одной стороны, это нарушение действующего законодательства, но, с другой стороны, не вывозить мусор тоже нельзя.
Весной ситуация обострилась в связи тем, что единственный рядом с областным центром полигон – МУП «Шуховский полигон ТБО» – перестал принимать мусор. Это сказалось плачевно на городе Кургане и соседних муниципалитетах. Сбой связан с изменением законодательства. Старая лицензия закончила свое действие, а требования к лицензиату в новом законодательстве ужесточились, поэтому возникли трудности с получением заветного документа.
Однако картина куда более ужасающая. Дело не только в новом законодательстве. Природоохранная прокуратура выявила многочисленные нарушения на полигоне. Предприятие осуществляло деятельность без лицензии и принимало отходы 1–4-го классов опасности. Не осуществлялся лабораторный контроль состава поступающих отходов. Не учитывался класс и токсичность отходов, не выполнялся производственный контроль.
На резервном земельном участке, которое арендовало предприятие с целью реконструкции, выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании. На участке осуществлялись работы по добыче песка в промышленных масштабах. Ущерб государству в результате неправомерных действий должностных лиц предприятия составил свыше 7,6 млн рублей. В настоящее время административные материалы находятся в Арбитражном суде. За нарушения лицензионных и санитарных требований предприятие было привлечено к административной ответственности. И самое серьезное, что будет иметь определённые последствия для руководства предприятия, – уголовные дела по ч. 4 ст. 158 УК РФ (хищение полезных ископаемых в особо крупном размере) и ч. 1 ст. 171 УК РФ (незаконная предпринимательская деятельность).
Врио сити-менеджера Кургана Андрей Жижин успокоил присутствующих, пообещав, что в ближайшие дни полигон получит лицензию.
– Были проведены многочисленные проверки. Мы сняли все замечания, которые были у надзорных органов к полигону. Надеюсь, к концу недели лицензию получим и сможем завозить на полигон мусор 4-го и 5-го класса опасности, – сказал Жижин.
У экспертов круглого стола возник закономерный вопрос: хватит ли у МУП «Шуховский полигон ТБО» мощности принимать мусор из города и близлежащих муниципальных образований?
По словам руководителя Управления Росприроднадзора по Курганской области Сергея Воробьева, перед получением лицензии была проведена работа по уточнению объема размещенного мусора. Полигон может принимать отходы на существующих площадях еще 3 года. Резервный участок полигон просто так использовать не может, так как есть ряд замечаний к нему. Сегодня, с учетом подсчета накопленного мусора, трех лет достаточно, чтобы построить новый полигон или реконструировать существующий.
Также с 2016 года вся ответственность по функционированию системы обращения с отходами лежит на субъекте РФ в лице уполномоченного органа. В нашем случае это Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, который может делегировать свои полномочия муниципалитетам.
По словам заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Оксаны Гирман, в прошлом году определен приоритетный список межпоселенческих объектов для размещения отходов. В частности, определено 87 первоочередных объектов для оформления. 44 объекта уже оформлены под размещение отходов промышленности, 16 – под временное хранение. В настоящее время поставлена задача проработать дополнительные участки для сельских поселений с целью перевода их под объекты временного хранения и накопления твердых коммунальных отходов. В настоящее время в государственный реестр внесены только 9 объектов размещения ТБО в области.
Как уточнил руководитель регионального Росприроднадзора Сергей Воробьев, из этих 9 объектов лицензию имеют только 5 объектов. Остальные не соответствуют предъявленным требованиям.
Однако новая схема предполагает, что в удаленных районах, где нет объектов размещения отходов, будут созданы пункты временного накопления сроком до 11 месяцев. Но они тоже должны соответствовать СанПиНу и экологическим нормам.
В связи со сложившейся ситуацией департамент ведет работу по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по строительству нового полигона с сортировкой и 5 мусороперегрузочными станциями в районах.
– С учетом опыта других регионов и требуемого объема размещения твердых коммунальных отходов и сортировки, мы планируем построить полигон мощностью 220 тысяч тонн, – отметила Оксана Гирман. – По расчетным сведениям, полигона такой мощности будет достаточно, чтобы разместить образующиеся отходы на территории области. Шуховский полигон будет работать на период проектирования и строительства нового объекта. В дальнейшем мы планируем войти в федеральную программу с целью его реконструкции.
Самый важный документ для региона, который сможет убрать хаос в сфере обращения с отходами и организовать процесс, – это территориальная схема. Сейчас власти ведут ее разработку. Однако у «фронтовиков» возникли опасения, не будет ли территориальная схема прописана под одного монополиста, который не позволит другим представителям бизнеса зайти на рынок.
– Все совершенно не так, – возразил Сергей Воробьев. – Территориальная схема – это некая оболочка, которая может действовать, исходя из существующей ситуации. Есть 4 объекта размещения и Шуховский полигон, который получит скоро лицензию, есть организации, которые оказывают услуги по сбору и транспортировке, по переработке и обезвреживанию. Они сегодня, несомненно, попадут в территориальную схему. Если у любого предпринимателя возникнет желание за счет своих средств построить полигон и он будет соответствовать всем нормам, то он может реализовать проект. Его полигон внесут в разработанную территориальную схему.
Есть еще одно нововведение, которое население может встретить в штыки. С приходом регионального оператора будет введен единый тариф на мусор для всего населения региона. Отметим, что региональный оператор – это организация, которая будет заключать свои договорные отношения с предприятиями, которые сейчас работают в районах и имеют лицензию на вывоз мусора. Оператор будет оплачивать полигону услугу по размещению мусора.
Требования для разработки единого тарифа на федеральном уровне еще не утверждены. Но уже известно, что с 1 января платеж будет введен в виде коммунальной услуги для населения всей Курганской области. Каждый источник образования отходов, в том числе частные дома, будет заключать договор напрямую с региональным оператором.
– Тариф будет единый, и он будет учитывать все, – заявил член регионального штаба ОНФ Евгений Симонов и высказал свои опасения: – Курганский житель будет в какой-то степени платить за те субъекты, которые находятся удаленно от полигона или объекта размещения отходов. В тарифе будет заложена и стоимость строительства полигонов, одного или нескольких.
Эксперты подтвердили, что в тариф включат инвестиционную составляющую, связанную со строительством нового полигона. Также его размер будет зависеть от объемов мусора.
– Но какой точно будет единый тариф, никто сегодня сказать не может, – сказал Сергей Воробьев. – Я уверен, что он будет, несомненно, выше того, который есть сейчас.
Между тем в регионах, где уже заработал региональный оператор, тариф повысился в разы. В Набережных Челнах люди просто перестали платить. Что будет, когда жителям удаленных муниципальных образований Зауралья, которые никогда не платили за мусор, предъявят счет? Никто этого не знает. И может получиться так, что у регионального оператора не будет хватать денег для всех операций.
«Фронтовики» предложили провести публичные слушания при разработке территориальной схемы и тарифа, чтобы обеспечить гласность процесса и информировать население и организации, а также отправить все озвученные предложения губернатору.
– Нам необходимо наладить взаимоотношения друг с другом, потому что складывается впечатление, что согласия нет и телега едет сама по себе, – сказал член регионального штаба ОНФ Евгений Симонов, подводя итоги. – Территориальная схема должна быть публичной. Нужно привести участников в рамки правового поля, чтобы они могли существовать в нем хотя бы до прихода регионального оператора. Надо наладить логистику, открытость и прозрачность в данной сфере, чтобы не было мертворожденного проекта, потому что федеральный закон надо исполнять, региональный оператор должен появиться. И жители городов и сел должны понимать, за что они будут платить.
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Одного из частных автобусных перевозчиков Екатеринбурга оштрафовали за перевозки без лицензии
Четверг, 28 ноября, 23.45
Менее половины отловленных в Екатеринбурге бродячих собак удаётся пристроить
Четверг, 28 ноября, 21.29
Карпинского врача обвиняют в смерти пациента
Четверг, 28 ноября, 21.00