Слабые пожирают сильных: реструктуризация сельских школ в Зауралье превратилась в образовательный «геноцид»
В результате невнимательности зауральских чиновников ликвидируется успешная школа
14.05.2013
В селе Золотом Макушинского района с каждым днем растет социальная напряженность. В ходе образовательной реформы чиновники планируют ликвидировать местную школу путем слияния ее со школой в соседнем селе. Однако жители и коллектив учреждения не намерены мириться с происходящим, так как реорганизацию пытаются провести «вслепую», без учета образовательных возможностей. В результате сильная и современная школа оказалась в невыгодной для себя зависимости от среднестатистической соседней. Кроме того, родители наотрез отказываются возить детей, по их мнению, в криминально неблагополучное село.
С течением реформ, происходящих сейчас в образовании, самой болезненной в Зауралье оказалась тема слияния сельских школ. Процесс, проходящий в Курганской области под формулировкой «реструктуризация», предполагает создание сети базовых школ, в которые вольются малокомплектные школы. Громких обсуждений по этому вопросу не ведется: родителей информируют по-своему. Но только в некоторых случаях, когда реорганизация идёт вразрез с интересами большинства сельских жителей, процесс обсуждения «выходит наружу».
Мы побывали в одной такой школе, которая оказалась в наименее выгодном положении и уже к началу следующего года должна формально прекратить свое существование. Правильно говорить: потеряет статус юридического лица. Убедительное предложение реорганизоваться директор Золотинской основной школы Лилия Осипова получила в виде официального предупреждения из отдела образования администрации Макушинского района. В нем сказано, что их «девятилетка» станет филиалом базовой средней общеобразовательной школы в селе Сетовное, находящемся в 30 км от Золотого. К Сетовенской также присоединятся школы в селах Маяк, Б.-Курейное.
В Золотинской школе сегодня обучаются 47 детей. Есть здесь детсад, куда ходят 12 дошкольников, есть очередь желающих записаться в группы. Год за годом коллектив делал все возможное, чтобы усовершенствовать ее: появилось новое оборудование в столовой, в классах – медийные установки, обеспечили пожарную безопасность.
Из 14 педагогов 11 имеют высшее образование, один учитель с высшей категорией, остальные, кроме одного, имеют первую категорию. Это в каких-нибудь других селах выпускники педвузов бегут от школ как от огня, мол, зарплата ничтожная и нагрузка смертельная. А сюда возвращаться не боятся: за последние годы пришло пять молодых специалистов.
В базовую школу переводятся все дети (но только с согласия родителей), обучающиеся в ее филиалах, и все работники. В филиалах будут вестись занятия, но при необходимости (для проведения внеурочных мероприятий, практических, лабораторных) детей станут возить в базовую школу, поскольку именно она должна выступать в качестве ресурсного центра. Очевидно, что такая система удобна для маленьких школ, где в классе по два-три ребенка, не хватает учителей-предметников и содержать учреждение в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями довольно проблематично. Однако процесс слияния бурным потоком стал поглощать в себя школы одну за другой. По данным Управления образования Курганской области, в регионе станет более чем на 100 школ меньше – вместо 488 только 362.
«У вас свое мнение, у нас свое»
Жители Золотого в один голос твердят, что это удар по селу, по людям. Развеять страхи попытались представители администрации Макушинского района, собрав встречу с населением, но получилось неубедительно. Разговор был напряженный, диалог строился с трудом.
– Мы с вами друг друга выслушали, у вас свое мнение, у нас свое. Пар все, надеюсь, сегодня выпустили. Это политика государства, работа по области уже началась, и в нашем районе оставят 9 школ. Сказали: подумайте, что еще можно у вас реструктуризировать, – попыталась оправдаться заместитель главы Макушинского района по социальной политике Ирина Камбарова.
– И вы подумали, что именно Золотинскую [школу] и надо закрыть! Вы бы приехали сюда и сказали: давайте вам поможем и школу сохраним! – послышались из зала упреки родителей. – Вы здесь не увидите ни одного человека, согласного на реструктуризацию, в следующий раз приедете – будет то же самое.
В следующем году в Сетовенской школе первого класса не будет, а в Золотинской впервые сядут за парты 7 детей, которые будут числиться учениками Сетовенской школы. И если кто-то из родителей пожелает, то может сразу обучать ребенка в базовой школе.
– Я своего в Сетовное переводить не буду. У них там постоянно нет воды, перебои с электричеством. И как какое убийство – так в Сетовном, как воровство, грабеж – опять Сетовное, а мы туда должны детей отправлять учиться! Уж лучше в райцентре либо в Кургане. В Сетовное, хоть там и 11 классов, наши стараются не ездить, – поделилась своим мнением мама будущего первоклассника.
«Когда я буду директором базовой школы, учителя спрашивать не буду»
После этой встречи взволнованные педагоги не расходятся, еще больше часа обсуждая ситуацию за столом в учительской. Кажется, в этом вопросе чиновники и педагоги – словно два лагеря: теоретиков и практиков. Одни без конца что-то модернизируют и внедряют, прикрываясь экономической и социальной необходимостью. Другие пытаются держать оборону с твердой убежденностью, что на деле будет нереально сохранить качество обучения, за которое так ратуют чиновники от образования.
Ученики из Золотого своими достижениями не раз доказывали, что в своей сельской школе они получают хорошие, крепкие знания. В последние годы около десяти ребят после девятого класса продолжили обучение в областном лицее для одаренных детей.
В этом году проходил муниципальный тур олимпиад, в котором приняли участие 16 учеников Золотинской школы. Призовые места получили двое. В муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников пять учеников из Золотого взяли первое место по математике. В областном конкурсе «Животные – кто они?» из десяти ребят восемь заняли с 1-го по 3-е места. Кроме того, недавно ученица школы побывала в Словакии, эта поездка стала возможной благодаря ее призовому месту в региональной научно-биологической олимпиаде.
– Золотинской школе повезло – у них есть иностранный язык. В нашей школе иностранный не преподают. Как мы планируем решить эту проблему? Либо организовать подвоз детей, либо учителю придется ездить из села. Нам, конечно, выгоднее учителя подвозить. И когда я буду директором базовой школы, я его не буду спрашивать, потому что все делается ради детей, а не ради учителей, – заявила директор будущего базового учреждения Наталья Будко.
Если так рассуждать, то золотинским ученикам повезло вдвойне, ведь у них в школе преподают два языка и даже информатику (далеко не во всех сельских общеобразовательных школах ведется этот предмет). Не повезло же этой школе в том, что испокон веков она была основной, оттого и численность учеников меньше, чем в «одиннадцатилетке».
– На практике получится, что спустя некоторое время после реструктризации будет принято решение оставить здесь только начальные классы, а остальных детей перевести на подвоз. Вот об этом мы и переживаем. Уже сейчас убирают ставку библиотекаря, гардеробщицы, не будет электрика. Кто и как будет следить за электрооборудованием и устранять неисправности? Это небезопасно. А если возникнет экстренная ситуация, как быстро сможет приехать специалист из базовой школы в филиал, который находится за 30 километров? – рассуждает директор Золотинской школы Лилия Осипова.
Реструктуризация для галочки
Есть еще одно обстоятельство, из-за которого реорганизация школы вызвала резонанс. Село Золотое включили в программу социального развития села, согласно которой здесь планировали построить животноводческий комплекс и новую улицу. Необходимость школы при реализации такой программы бесспорна. Но руководство района закрыло на это глаза.
– Ведь это только на бумагах пока, всего лишь проект, а будет ли на самом деле – неизвестно, – пожимает плечами заведующая отделом образования Макушинского района Лариса Абакумова.
Примерно с такой же реакцией мы столкнулись и в областном управлении образования. Окончательное решение о том, какую школу сделать базовой, а какую лишить юридического статуса, остается за районной властью.
В Главном управлении образования области рекомендуют как можно внимательнее подходить к рассмотрению вопроса в каждой конкретной ситуации: все просчитать, взвесить, рассказать, что это делается для качества образования и так будет лучше для детей. Дескать, люди должны поверить, что закрытия и ликвидации школ за всем этим не последует. Однако волнений все больше и больше. Потоки писем идут в общественные приемные, прокуратуру и другие ведомства. Трудно поверить, когда все перспективы и проекты выгодны только тогда, когда нужно сделать вид, отчитаться в министерстве или дать обещание народу. А на деле уже в недалеком будущем это все оказывается, по меткому выражению самих же чиновников, лишь словами.
С течением реформ, происходящих сейчас в образовании, самой болезненной в Зауралье оказалась тема слияния сельских школ. Процесс, проходящий в Курганской области под формулировкой «реструктуризация», предполагает создание сети базовых школ, в которые вольются малокомплектные школы. Громких обсуждений по этому вопросу не ведется: родителей информируют по-своему. Но только в некоторых случаях, когда реорганизация идёт вразрез с интересами большинства сельских жителей, процесс обсуждения «выходит наружу».
Мы побывали в одной такой школе, которая оказалась в наименее выгодном положении и уже к началу следующего года должна формально прекратить свое существование. Правильно говорить: потеряет статус юридического лица. Убедительное предложение реорганизоваться директор Золотинской основной школы Лилия Осипова получила в виде официального предупреждения из отдела образования администрации Макушинского района. В нем сказано, что их «девятилетка» станет филиалом базовой средней общеобразовательной школы в селе Сетовное, находящемся в 30 км от Золотого. К Сетовенской также присоединятся школы в селах Маяк, Б.-Курейное.
В Золотинской школе сегодня обучаются 47 детей. Есть здесь детсад, куда ходят 12 дошкольников, есть очередь желающих записаться в группы. Год за годом коллектив делал все возможное, чтобы усовершенствовать ее: появилось новое оборудование в столовой, в классах – медийные установки, обеспечили пожарную безопасность.
Из 14 педагогов 11 имеют высшее образование, один учитель с высшей категорией, остальные, кроме одного, имеют первую категорию. Это в каких-нибудь других селах выпускники педвузов бегут от школ как от огня, мол, зарплата ничтожная и нагрузка смертельная. А сюда возвращаться не боятся: за последние годы пришло пять молодых специалистов.
В базовую школу переводятся все дети (но только с согласия родителей), обучающиеся в ее филиалах, и все работники. В филиалах будут вестись занятия, но при необходимости (для проведения внеурочных мероприятий, практических, лабораторных) детей станут возить в базовую школу, поскольку именно она должна выступать в качестве ресурсного центра. Очевидно, что такая система удобна для маленьких школ, где в классе по два-три ребенка, не хватает учителей-предметников и содержать учреждение в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями довольно проблематично. Однако процесс слияния бурным потоком стал поглощать в себя школы одну за другой. По данным Управления образования Курганской области, в регионе станет более чем на 100 школ меньше – вместо 488 только 362.
«У вас свое мнение, у нас свое»
Жители Золотого в один голос твердят, что это удар по селу, по людям. Развеять страхи попытались представители администрации Макушинского района, собрав встречу с населением, но получилось неубедительно. Разговор был напряженный, диалог строился с трудом.
– Мы с вами друг друга выслушали, у вас свое мнение, у нас свое. Пар все, надеюсь, сегодня выпустили. Это политика государства, работа по области уже началась, и в нашем районе оставят 9 школ. Сказали: подумайте, что еще можно у вас реструктуризировать, – попыталась оправдаться заместитель главы Макушинского района по социальной политике Ирина Камбарова.
– И вы подумали, что именно Золотинскую [школу] и надо закрыть! Вы бы приехали сюда и сказали: давайте вам поможем и школу сохраним! – послышались из зала упреки родителей. – Вы здесь не увидите ни одного человека, согласного на реструктуризацию, в следующий раз приедете – будет то же самое.
В следующем году в Сетовенской школе первого класса не будет, а в Золотинской впервые сядут за парты 7 детей, которые будут числиться учениками Сетовенской школы. И если кто-то из родителей пожелает, то может сразу обучать ребенка в базовой школе.
– Я своего в Сетовное переводить не буду. У них там постоянно нет воды, перебои с электричеством. И как какое убийство – так в Сетовном, как воровство, грабеж – опять Сетовное, а мы туда должны детей отправлять учиться! Уж лучше в райцентре либо в Кургане. В Сетовное, хоть там и 11 классов, наши стараются не ездить, – поделилась своим мнением мама будущего первоклассника.
«Когда я буду директором базовой школы, учителя спрашивать не буду»
После этой встречи взволнованные педагоги не расходятся, еще больше часа обсуждая ситуацию за столом в учительской. Кажется, в этом вопросе чиновники и педагоги – словно два лагеря: теоретиков и практиков. Одни без конца что-то модернизируют и внедряют, прикрываясь экономической и социальной необходимостью. Другие пытаются держать оборону с твердой убежденностью, что на деле будет нереально сохранить качество обучения, за которое так ратуют чиновники от образования.
Ученики из Золотого своими достижениями не раз доказывали, что в своей сельской школе они получают хорошие, крепкие знания. В последние годы около десяти ребят после девятого класса продолжили обучение в областном лицее для одаренных детей.
В этом году проходил муниципальный тур олимпиад, в котором приняли участие 16 учеников Золотинской школы. Призовые места получили двое. В муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников пять учеников из Золотого взяли первое место по математике. В областном конкурсе «Животные – кто они?» из десяти ребят восемь заняли с 1-го по 3-е места. Кроме того, недавно ученица школы побывала в Словакии, эта поездка стала возможной благодаря ее призовому месту в региональной научно-биологической олимпиаде.
– Золотинской школе повезло – у них есть иностранный язык. В нашей школе иностранный не преподают. Как мы планируем решить эту проблему? Либо организовать подвоз детей, либо учителю придется ездить из села. Нам, конечно, выгоднее учителя подвозить. И когда я буду директором базовой школы, я его не буду спрашивать, потому что все делается ради детей, а не ради учителей, – заявила директор будущего базового учреждения Наталья Будко.
Если так рассуждать, то золотинским ученикам повезло вдвойне, ведь у них в школе преподают два языка и даже информатику (далеко не во всех сельских общеобразовательных школах ведется этот предмет). Не повезло же этой школе в том, что испокон веков она была основной, оттого и численность учеников меньше, чем в «одиннадцатилетке».
– На практике получится, что спустя некоторое время после реструктризации будет принято решение оставить здесь только начальные классы, а остальных детей перевести на подвоз. Вот об этом мы и переживаем. Уже сейчас убирают ставку библиотекаря, гардеробщицы, не будет электрика. Кто и как будет следить за электрооборудованием и устранять неисправности? Это небезопасно. А если возникнет экстренная ситуация, как быстро сможет приехать специалист из базовой школы в филиал, который находится за 30 километров? – рассуждает директор Золотинской школы Лилия Осипова.
Реструктуризация для галочки
Есть еще одно обстоятельство, из-за которого реорганизация школы вызвала резонанс. Село Золотое включили в программу социального развития села, согласно которой здесь планировали построить животноводческий комплекс и новую улицу. Необходимость школы при реализации такой программы бесспорна. Но руководство района закрыло на это глаза.
– Ведь это только на бумагах пока, всего лишь проект, а будет ли на самом деле – неизвестно, – пожимает плечами заведующая отделом образования Макушинского района Лариса Абакумова.
Примерно с такой же реакцией мы столкнулись и в областном управлении образования. Окончательное решение о том, какую школу сделать базовой, а какую лишить юридического статуса, остается за районной властью.
В Главном управлении образования области рекомендуют как можно внимательнее подходить к рассмотрению вопроса в каждой конкретной ситуации: все просчитать, взвесить, рассказать, что это делается для качества образования и так будет лучше для детей. Дескать, люди должны поверить, что закрытия и ликвидации школ за всем этим не последует. Однако волнений все больше и больше. Потоки писем идут в общественные приемные, прокуратуру и другие ведомства. Трудно поверить, когда все перспективы и проекты выгодны только тогда, когда нужно сделать вид, отчитаться в министерстве или дать обещание народу. А на деле уже в недалеком будущем это все оказывается, по меткому выражению самих же чиновников, лишь словами.
Елена Степанова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
За ремонт разбитой в Богдановиче иномарки расплатилось казённое учреждение
Вторник, 26 ноября, 21.13
Свердловскую пригородную компанию штрафанули за холод в вагонах
Вторник, 26 ноября, 20.46
Онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» стартовала в России
Вторник, 26 ноября, 20.16