Возрастное ограничение 18+
Насколько часто президент отклоняет законопроекты, и как быстро они принимаются. Тенденции трёх последних созывов Госдумы
С VI по VIII созывы Государственной Думы Президентом РФ было отклонено 3 законопроекта из 13709 всего внесённых за это время
Фото: duma.gov.ru / CC BY 4.0
Близится к завершению весенняя сессия Госдумы. Обратив внимание, с какой скоростью и в каком количестве в последнее время принимаются законопроекты в России, «Вечерние ведомости» решили проанализировать, сколько всего законопроектов было отклонено и принято разными президентами нашей страны за все созывы Государственной Думы.
Для начала напомним, что законодательный процесс в России состоит из пяти стадий: первая – внесение законопроекта в Госдуму; вторая – рассмотрение законопроекта Госдумой; третья – рассмотрение принятого Госдумой федерального закона Советом Федерации; четвёртая – подписание одобренного СовФедом закона Президентом; пятая – обнародование (официальное опубликование) закона. После публикации закон считается вступившим в силу.
Пятая стадия, по существу, является формальной — поскольку не зависит от политической воли принимающих решения лиц. А вот четвёртая зависит – согласно статье 107 Конституции РФ, Президент закон может и не подписать. Согласно части 3 данной статьи, если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Госдума и СовФед снова рассматривают данный закон, и он сможет быть вновь отправлен на подпись Президенту, только если при повторном рассмотрении будет одобрен в ранее принятой редакции уже не простым большинством, а не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы и сенаторов СовФеда.
При первом президентском сроке Владимир Путин отклонил 97 законопроектов и принял 720. Общее число внесённых законопроектов – 4294. Некоторые из них были сначала отклонены, но затем доработаны инициаторами и в конечном счёте подписаны президентом. При третьем и четвёртом отклонено всего 3 законопроекта и принято 3048.
До IV созыва Госдумы количество вносимых законопроектов неуклонно росло. В V созыве это число впервые по сравнению с предыдущим снизилось – внесли почти на 400 законопроектов меньше. Зато в VI созыве было зафиксировано рекордное число внесённых законопроектов за все восемь созывов Госдумы — 7159. Принято из них было 2195, ещё 19 рассматриваются сейчас. И всего один был отклонён! Среди несистемной оппозиции VI созыв Госдумы из-за этого даже получил прозвище «Бешеный принтер».
Для сравнения: при Ельцине было внесено 4337 законопроектов, 797 из которых были приняты и 104 отклонены.
На первый взгляд кажется, что количество вносимых, принимаемых и отклоняемых законопроектов при Ельцине и Путине практически совпадает. Но нужно понимать, что на президентский срок Ельцина пришлись первые два созыва Госдумы, а на первый срок президентства Путина — только третий созыв.
Количество принятых законопроектов заметно растёт, начиная с III созыва Госдумы. А количество отклонённых уменьшается. В VI и VII созывах было отклонено всего четыре законопроекта. С одной стороны, это говорит о подконтрольности Госдумы исполнительной власти, с другой — об увеличении скорости принятия законопроектов. Депутаты «штампуют» законопроекты, по сути отчасти — занимаются графоманством.
Некоторые из законопроектов принимаются без соблюдения регламентов. Например, законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (о предоставлении статуса ветерана боевых действий и инвалида боевых действий лицам, выполняющим задачи в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года)» был внесён в Госдуму 22 марта нынешнего года. Уже через четыре дня (!), 26 марта закон был подписан президентом и в этот же день опубликован.
В этом смысле любопытно посмотреть на процесс рассмотрения законопроектов, которые касаются социальных прав, например, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (не внесение изменений, а новый законопроект) был зарегистрирован ещё в 2011 году. В марте 2012 года он прошёл первое чтение в Госдуме. В июне этого же года было решено перенести рассмотрение законопроекта во втором чтении, в 2016 — назначить ответственный комитет (им стал Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей). В октябре 2021 было аналогичное предложение. Сейчас законопроект до сих пор находится на стадии второго чтения.
Интересно также и то, что законопроекты двадцатилетней давности рассматриваются в нынешнем, VIII созыве Госдумы . Например, со времён I созыва (1994–1995) сейчас рассматривается законопроект «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности». После рассмотрения закона в первом чтении Госдумы в 1997 году он был снят с рассмотрения в 2001 году. Однако, спустя без малого 20 лет, он был вновь представлен ответственным комитетом к рассмотрению Советом Госдумы в 2021 году. Характер законопроекта объясняет причину возвращения к нему сейчас. Однако его «срок годности» удивляет.
Всего на рассмотрении VIII созыва Госдумы сейчас находится 1325 законопроектов.
Законопроекты, которые не были ни приняты, ни отклонены в I и во II созывах Госдумы, рассматриваются в последующих созывах. Переход законопроектов из одного созыва Госдумы в другой — тенденция всего времени её работы. Подписанные и отклонённые законопроекты уходят в архив действующего созыва Государственной Думы. Туда же попадают те, которые, например, сняты с рассмотрения «в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы».
Самое большое количество рассматриваемых сейчас законопроектов «тянется» с VII созыва Госдумы — 704. Государственная дума VII созыва заседала с 2016 по 2021 годы. Большинство этих законопроектов — о внесении изменений в действующие федеральные законы и отдельные законодательные акты (665). Ещё 5 приходятся на внесение изменений в федеральные конституционные законы.
Сейчас мы наблюдаем несколько траекторий: во-первых, Госдума подконтрольна Правительству РФ и другим органам исполнительной власти, являющимися субъектами законодательной инициативы. Словами «в определённой мере» это назвать нельзя, поскольку количество вносимых и принимаемых законопроектов явно эту меру превышают. Следствием этого является то, что в период VIII созыва (который, напомним, начался в октябре 2021 года) Госдума возвращается к законопроектам прошлых лет. Вероятно, из-за текущей геополитической ситуации. Во-вторых, нужные правительству законопроекты принимаются очень быстро, с «перескакиванием» регламентов их рассмотрения. Тогда как законы, касающиеся непосредственно прав граждан, рассматриваются с задержками, порой находясь на рассмотрении Госдумы годами.
Для начала напомним, что законодательный процесс в России состоит из пяти стадий: первая – внесение законопроекта в Госдуму; вторая – рассмотрение законопроекта Госдумой; третья – рассмотрение принятого Госдумой федерального закона Советом Федерации; четвёртая – подписание одобренного СовФедом закона Президентом; пятая – обнародование (официальное опубликование) закона. После публикации закон считается вступившим в силу.
Пятая стадия, по существу, является формальной — поскольку не зависит от политической воли принимающих решения лиц. А вот четвёртая зависит – согласно статье 107 Конституции РФ, Президент закон может и не подписать. Согласно части 3 данной статьи, если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Госдума и СовФед снова рассматривают данный закон, и он сможет быть вновь отправлен на подпись Президенту, только если при повторном рассмотрении будет одобрен в ранее принятой редакции уже не простым большинством, а не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы и сенаторов СовФеда.
Насколько же часто российские президенты отклоняли поступившие им из парламента законопроекты?
При первом президентском сроке Владимир Путин отклонил 97 законопроектов и принял 720. Общее число внесённых законопроектов – 4294. Некоторые из них были сначала отклонены, но затем доработаны инициаторами и в конечном счёте подписаны президентом. При третьем и четвёртом отклонено всего 3 законопроекта и принято 3048.
До IV созыва Госдумы количество вносимых законопроектов неуклонно росло. В V созыве это число впервые по сравнению с предыдущим снизилось – внесли почти на 400 законопроектов меньше. Зато в VI созыве было зафиксировано рекордное число внесённых законопроектов за все восемь созывов Госдумы — 7159. Принято из них было 2195, ещё 19 рассматриваются сейчас. И всего один был отклонён! Среди несистемной оппозиции VI созыв Госдумы из-за этого даже получил прозвище «Бешеный принтер».
Для сравнения: при Ельцине было внесено 4337 законопроектов, 797 из которых были приняты и 104 отклонены.
На первый взгляд кажется, что количество вносимых, принимаемых и отклоняемых законопроектов при Ельцине и Путине практически совпадает. Но нужно понимать, что на президентский срок Ельцина пришлись первые два созыва Госдумы, а на первый срок президентства Путина — только третий созыв.
По данным с сайта Системы обеспечения законодательной деятельности на 04.07.2022
Неравная скорость рассмотрения различных законопроектов
Количество принятых законопроектов заметно растёт, начиная с III созыва Госдумы. А количество отклонённых уменьшается. В VI и VII созывах было отклонено всего четыре законопроекта. С одной стороны, это говорит о подконтрольности Госдумы исполнительной власти, с другой — об увеличении скорости принятия законопроектов. Депутаты «штампуют» законопроекты, по сути отчасти — занимаются графоманством.
Некоторые из законопроектов принимаются без соблюдения регламентов. Например, законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (о предоставлении статуса ветерана боевых действий и инвалида боевых действий лицам, выполняющим задачи в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года)» был внесён в Госдуму 22 марта нынешнего года. Уже через четыре дня (!), 26 марта закон был подписан президентом и в этот же день опубликован.
В этом смысле любопытно посмотреть на процесс рассмотрения законопроектов, которые касаются социальных прав, например, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (не внесение изменений, а новый законопроект) был зарегистрирован ещё в 2011 году. В марте 2012 года он прошёл первое чтение в Госдуме. В июне этого же года было решено перенести рассмотрение законопроекта во втором чтении, в 2016 — назначить ответственный комитет (им стал Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей). В октябре 2021 было аналогичное предложение. Сейчас законопроект до сих пор находится на стадии второго чтения.
Интересно также и то, что законопроекты двадцатилетней давности рассматриваются в нынешнем, VIII созыве Госдумы . Например, со времён I созыва (1994–1995) сейчас рассматривается законопроект «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности». После рассмотрения закона в первом чтении Госдумы в 1997 году он был снят с рассмотрения в 2001 году. Однако, спустя без малого 20 лет, он был вновь представлен ответственным комитетом к рассмотрению Советом Госдумы в 2021 году. Характер законопроекта объясняет причину возвращения к нему сейчас. Однако его «срок годности» удивляет.
Всего на рассмотрении VIII созыва Госдумы сейчас находится 1325 законопроектов.
По данным с сайта Системы обеспечения законодательной деятельности на 04.07.2022
Законопроекты, которые не были ни приняты, ни отклонены в I и во II созывах Госдумы, рассматриваются в последующих созывах. Переход законопроектов из одного созыва Госдумы в другой — тенденция всего времени её работы. Подписанные и отклонённые законопроекты уходят в архив действующего созыва Государственной Думы. Туда же попадают те, которые, например, сняты с рассмотрения «в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы».
Самое большое количество рассматриваемых сейчас законопроектов «тянется» с VII созыва Госдумы — 704. Государственная дума VII созыва заседала с 2016 по 2021 годы. Большинство этих законопроектов — о внесении изменений в действующие федеральные законы и отдельные законодательные акты (665). Ещё 5 приходятся на внесение изменений в федеральные конституционные законы.
Тенденции российского законотворчества
Сейчас мы наблюдаем несколько траекторий: во-первых, Госдума подконтрольна Правительству РФ и другим органам исполнительной власти, являющимися субъектами законодательной инициативы. Словами «в определённой мере» это назвать нельзя, поскольку количество вносимых и принимаемых законопроектов явно эту меру превышают. Следствием этого является то, что в период VIII созыва (который, напомним, начался в октябре 2021 года) Госдума возвращается к законопроектам прошлых лет. Вероятно, из-за текущей геополитической ситуации. Во-вторых, нужные правительству законопроекты принимаются очень быстро, с «перескакиванием» регламентов их рассмотрения. Тогда как законы, касающиеся непосредственно прав граждан, рассматриваются с задержками, порой находясь на рассмотрении Госдумы годами.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.