История одной вырубки

В Белоярке «потерялись» десятки тысяч кубометров леса


06.09.2017

Масштабными вырубками леса в Свердловской области уже никого не удивить. Если раньше лес валили преимущественно в северо-восточных областях региона, то теперь наблюдать гектары пеньков можно и неподалеку от Екатеринбурга. Например, под Первоуральском, Березовском или Белояркой. Лесовозы везут древесину сотнями кубометров. Довольны при этом как бизнесмены, так и должностные лица. Почему — в материале veved.ru.

«Обезглавливание» отделения по выявлению преступлений в сфере лесопромышленного комплекса и недропользования УЭБиПК ГУ МВД по Свердловской области может дорого обойтись уральским лесам. В конце июня этого года оперативник подразделения Алексей Ворлинский и его руководитель Александр Косман были задержаны сотрудниками УФСБ по подозрению в превышении должностных полномочий. Полицейские, вне зависимости от инкриминируемых им деяний, занимались выявлением черных лесорубов. И весьма плодотворно. Были в их разработке и должностные лица, которые по долгу службы должны следить за сохранностью леса, а по факту содействовали хищнической вырубке зеленых насаждений.

После задержания оперативников остается надеяться только на профессионализм сотрудников ОБОП и ФСБ, в сферу деятельности которых также входит борьба как с преступными группировками, в промышленных масштабах незаконно вырубающими леса, так и с их покровителями из числа компетентных ведомств.

В Свердловской области «легкими планеты» распоряжается региональный департамент лесного хозяйства. Он же проводит аукционы по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, ему же подведомственны лесничества, в функционал которых входит обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. Проще говоря, сотрудники лесничеств — «всевидящее око» департамента непосредственно на земле.

Например, в ГКУ СО «Свердловское лесничество» (территория Белоярского городского округа) «всевидящим оком» является главный специалист по охране и защите леса Алексей Бутаков. Он же — депутат думы Белоярки. Молодой, 30-летний начинающий политик работает в лесничестве более трех лет, успев заслужить славу «решалы» в своем деле. Белоярцы, видя Бутакова за рулем престижного внедорожника Toyota Highlander, удивляются.

Еще бы — если сопоставить доходы главного специалиста по охране и защите леса и стоимость автомобиля (например, такое авто 2014 года производства стоит порядка 2,5 миллиона рублей), то определенные выводы напрашиваются. Если посмотреть на масштаб вырубок в Белоярском городском округе, то только за первые девять месяцев этого года на территории ГКУ СО «Свердловское лесничество» было выделено под вырубку более 22 тысяч кубометров лесных насаждений. Это официальные цифры — данные мы взяли из автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛЕСГАИС). Разумеется, что реальные цифры не может назвать никто. Они могут многократно превышать опубликованные данные.

История одной вырубки


История одной вырубки


Одним из крупных арендаторов лесных участков в Белоярке ранее выступало ПАО «ФСК ЕЭС» («Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»). В 2014 году компания заключила договор аренды лесного участка в 84,46 гектара сроком на 11 месяцев с Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (на тот момент ведомством руководил Владимир Шлегель) в целях строительства высоковольтной линии для Белоярской АЭС-2.

История одной вырубки


Одним из пунктов договора являлось право рубки лесных насаждений и последующей их передачи для реализации. В документах отмечалось, что способ рубки — сплошной. То есть под топор пошла вполне ликвидная, здоровая древесина. ПАО «ФСК ЕЭС», сфера деятельности которого ограничивается сохранением и развитием национальной электроэнергетики, передало рубку лесу подрядчикам, которые затем должны были передать срубленную древесину на реализацию Территориальному управлению Росимущества по Свердловской области. Весной деревья повалили, а летом начались аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Ряд аукционов выиграла местная компания. Каково же было удивление сотрудников предприятия, когда они, приехав на место по указанным в договорах кварталам, заготовленного к вывозу леса там не обнаружили. Срубленная древесина пропала — как выяснилось, она вывозилась одновременно с заготовкой в течение лета 2014 года (период строительства ЛЭП, это подтверждает лесничий Черноусовского участкового лесничества).

История одной вырубки


Всего неустановленными лицами было вывезено более 51 тысячи кубов леса — сосны, осины, березы, ели, лиственницы на сумму более четырех миллионов рублей. На место выезжали оперативники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Свердловской области, их коллеги из регионального ОБОП, дело занималась прокуратура, но привлечь за кражу так никого и не удалось. При этом все понимали, что лес, грубо говоря, кто-то «спёр», оставив на месте лишь гнилье и ветки.

В данной истории есть один любопытный факт. Как мы уже писали выше, лесничий подтверждает, что древесина вывозилась уже летом 2014 года, при этом, согласно акту осмотра рубок (мест заготовок древесины) от 11 сентября 2014 года, подписанному главным специалистом по охране и защите леса ГКУ СО «Свердловское лесничество» Алексеем Бутаковым, лес был на месте. Интересно, не правда ли? Вопросы и выводы напрашиваются соответствующие. Где сейчас лес, могут сказать только те самые неустановленные лица. И их покровители.
Максим Бойков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>