Глава Минтранса Василий Старков проверил дорогу на Серебрянку
Как по поручению президента в глуши Свердловской области ремонтируют дорогу за 250 млн рублей
15.02.2017
Путь до деревни Серебрянки пролегает по заснеженной дороге протяженностью 65 км, построенной еще в 1959 году. Больше полувека назад здесь действовали лесопилки, а по грунтовой дороге перевозили лес. Теперь самая большая лесопилка закрылась, остались несколько мелких пилорам и завод по производству минеральной воды. По дороге ездят машины, четыре раза в неделю курсирует автобус до Нижнего Тагила, а раз в год во время паводков дорогу размывает так, что проехать по ней становится практически невозможно. Так было до 2016 года, пока Серебрянка неожиданно не прославилась на всю страну, а президент Владимир Путин не поручил правительству Свердловской области «обеспечить круглогодичное безопасное и бесперебойное движение» до поселка.
Вдоль дороги течет река Серебряная и растет густой сосновый лес. Местность здесь болотистая, снега выпадает много, поэтому во время паводка дорогу размывает. Заснеженная трасса внешне напоминает американские горки – то резко идет вверх, то опускается вниз. В действительности же ездить по ней «как на американских горках» при всем желании не получится – дорожное покрытие наполовину грунтовое, наполовину щебеночно-грунтовое. Теперь в связи с ремонтными работами введены еще и скоростные ограничения для автомобилистов.
Сейчас здесь проводится расчистка – рабочие очищают дорогу от снега и расширяют узкие участки дороги, спиливая растущий вдоль обочин кустарник. Вдоль дороги тянутся линии электропередачи: по одной стороне дороги проложена новая ЛЭП, по другой – старая, электричество по ней не поступает. На «дороге жизни», ведущей в Серебрянку, будто переносишься в другой век – еще пять лет назад здесь не было даже сотовой связи, люди до сих пор обходятся без Интернета.
«Здесь ловится только «Мотив», – объясняют попутчики. Мы едем в автобусе – нас шесть журналистов и один оператор. На въезде на дорогу на Серебрянку к нам присоединяется министр транспорта и связи Василий Старков и начальник службы содержания, ремонта и диспетчеризации автодорог Денис Чегаев.
Все 65 километров до поселения мы едем с большим кортежем – за автобусом следуют внедорожник министра, автомобили журналистов и еще несколько машин дорожных чиновников. Кажется, такого большого количества транспорта дорога до Серебрянки выдерживает не часто – пока мы ехали, навстречу нам попалось от силы пять-семь машин. Как пояснил Денис Чегаев, в настоящее время дорога до Серебрянки относится к пятой категории, то есть в сутки по ней проезжают до 200 машин, а по ощущениям – в лучшем случае 50.
Дорога до Серебрянки сначала поражает своей живописностью, вдоль нее растут ели и сосны – настоящая новогодняя сказка. Но очень скоро пейзаж за окном утомляет своей однообразностью, а езда по дороге с рытвинами и колдобинами со скоростью 40 километров в час начинает действовать на нервы. Кажется, что она никогда не закончится; одновременно после каждого поворота ждешь, что вот-вот появится эта деревня.
О том, что в Свердловской области есть деревня Серебрянка, вся Россия узнала в 2015 году. Два года назад весной был сильный паводок, дорогу размыло, и жители нескольких деревень оказались буквально отрезаны от внешнего мира. Из-за интенсивного таяния снега грунт начал проседать, и дорогу размыло. Впрочем, местные говорят, что дорога до Серебрянки всегда была проблемной, но в 2015 году этим вопросом всерьез озаботились областные власти.
Информация том, что жители Серебрянки и окрестных деревень из-за паводка оказались в изоляции, появилась во всех региональных и федеральных СМИ.
Более того, деревенские даже написали обращение к президенту Владимиру Путину, в котором просили помочь им решить проблему с дорогой. Письмо жителей каким-то чудом действительно дошло до президента, и спустя год он дал поручение «обеспечить бесперебойное и безопасное движение» по этой дороге. На выполнение поручения главы государства пришлось задействовать резервный фонд Свердловской области – только в 2017 году на приведение дороги в надлежащее состояние выделено 250 млн рублей. В настоящее время здесь трудятся шесть бульдозеров и 25 рабочих.
В начале пути по «дороге жизни» мы увидели первую бригаду. Рабочие спиливали кустарник на обочине вдоль проезжей части, тем самым расширяя дорогу. Как рассказал журналистам Василий Старков, расширять дорогу и расчищать ее от кустарника и деревьев придется с помощью специальной техники. Пока с кустарниками справляются рабочие с электропилами. Бульдозеры здесь расчистили дорогу практически до грунта. Весь снег раскидывают на обочины. Ближе к весне выроют каналы и сделают водоотводы, чтобы вода от тающего снега не размывала грунт. Во время паводков здесь действуют ограничения для проезда большегрузов. Под их тяжестью грунт оседает, и дорога становится непроходимой.
Именно поэтому заготовка грунта и щебня для ремонта дороги началась уже сейчас. Рабочие расчистили специальные «карманы» вдоль дороги для складирования материалов, грунта и щебня. Всего на нашем пути до Серебрянки мы насчитали две таких площадки: одна действительно была расчищена и пустовала, на второй возвышались огромные снежные холмы – под слоем снега там лежит грунт и щебень, который будет использоваться для укрепления дороги весной.
«Сюда стройматериалы уже завезли», – объяснил министр, показывая на снежные горы. Технику и материалы охраняют рабочие. Вдоль дороги стоят бытовки, где круглосуточно дежурят охранники.
Вторую нашу остановку мы сделали около работающего бульдозера. Машина убирала снег с дороги на обочину. Там, где поработал бульдозер, дорога изрезана колеями от гусениц, а кое-где сквозь снег виднелась глина. Автобус здесь развивал скорость не более 40 км в час.
К вниманию чиновников и прессы здесь, кажется, привыкли даже рабочие. Дорожники равнодушно глядели на камеры, а машинист Иван Белоусов согласился рассказать журналистам местного телеканала о нелегкой работе водителя бульдозера.
Следующая остановка была около бытовки – это первый «передвижной строительный штаб», который нам довелось встретить. Он представляет собой небольшой фургончик: внутри стол, раковина, скамейки, несколько шкафчиков и даже биотуалет. Здесь представитель свердловского управления дорог Денис Чегаев зачитал министру доклад о ходе выполнения работ.
«В настоящее время здесь выполняются работы по раздвижке дорог двумя бригадами с помощью трех бульдозеров. Выполнены работы с 11-го по 30-й километр по раздвижке дороги по правой и левой сторонам. Второй и третьей бригадой работы выполняются навстречу, и уже выполнены с 65-го по 40-й километр. С 5-го по 11-й километр дороги ведутся работы по разрубке кустарников и мелколесья, ликвидации растительности. В трех местах формируются места складирования материалов. На 20-м километре организована площадка, там мы сможем заготовить до десяти тысяч кубометров материалов. На 40-м километре разворачивается более крупная площадка, здесь заготовлены материалы прошлого года, на данной же площадке будут расположены строительные городки. По содержанию дорог работы выполняются в соответствии с утвержденной дорожной картой, сбоев в работе не наблюдается», – доложил министру Денис Чегаев.
После этой остановки он пересел в одну из машин в нашем «кортеже» и поехал обратно в сторону Нижнего Тагила.
Тем временем до самой Серебрянки оставалось менее 10 километров. Эта деревня представляет собой небольшой населенный пункт, в котором живут порядка 600 жителей. Как мы уже сказали, здесь нет Интернета, зато есть школа – полуразвалившееся старое здание – и современный медицинский пункт.
Несмотря на отсутствие Интернета, местных жителей едва ли можно назвать неактивными или необщительными. После того, как Серебрянка прогремела на всю страну, сюда довольно часто приезжают общественники, журналисты и чиновники из Нижнего Тагила и Екатеринбурга, а то и из других областей. Некоторое время назад приезжал и губернатор Евгений Куйвашев. О том, что сегодня смотреть дорогу до Серебрянки отправится сам министр вместе с журналистами, деревенские жители, видимо, не знали. Так что пообщаться с земляками, которые живут без Интернета, у нас не получилось, но одного из местных жителей все-таки удалось встретить.
Автобус остановился недалеко от моста через реку Серебряную. В этот момент мимо на скорости по проселочной дороге промчался внедорожник, за рулем автомобиля сидел подросток лет шестнадцати на вид. Автомобиль чуть сбавил скорость, проезжая мимо журналистов, бросившихся в разные стороны, а затем снова лихо промчался по мосту.
На этом наше путешествие завершилось, мы распрощались с министром и поехали обратно в Екатеринбург.
Как мы уже отметили, дорога от Нижнего Тагила до Серебрянки была построена в 1959 году, когда на этой территории началась массовая заготовка леса. Изначально это была лежневая дорога – то есть основание ее было устлано бревнами, собственно, такой она осталась и по сей день. Если бы не активность местных жителей и не внимание общественности к отрезанному от «большой земли» поселению, ситуация не менялась бы еще по меньшей мере лет десять.
Ежегодно на содержание дорог местного значения правительство Свердловской области выделяет порядка 10 млн рублей. С 2015 года в связи с повышенным вниманием общественности на ремонт и содержание дороги до Серебрянки выделялись дополнительные деньги из регионального бюджета. В декабре 2016 года эта тема была затронута в ходе ежегодной пресс-конференции Владимира Путина, поэтому в этом году на обустройство дороги было выделено 250 млн рублей – на эти деньги, по словам министра Василия Старкова, удастся сделать задел по ее укреплению, которого хватит на последующие несколько лет.
По мнению главы свердловского Минтранса, ремонт дороги и внимание к ней общественности будут способствовать развитию внутреннего туризма – в Серебрянку начнут приезжать люди просто посмотреть, что это за деревня, вокруг которой поднялось так много шума. И ведь смотреть действительно есть на что – живописные места, природа, почти не тронутая человеком, и деревня, основанная почти три столетия назад. Другой вопрос, что стратегического значения для региона эта дорога все-таки не имеет. Безусловно, ремонт ее существенно улучшит условия жизни жителей деревни, но в области останутся сотни других проблемных дорог, по которым ездят не 100 и не 200 машин, а несколько тысяч автомобилей в сутки.
Так или иначе, деньги на ремонт дороги Серебрянка – Нижний Тагил выделены, работы по расчистке начались, а уже в апреле 2017 года рабочие приступят к ремонту. К сентябрю все работы планируется завершить. Если все получится сделать так, как запланировано, ни в 2017-м, ни в последующие годы жители Серебрянки и окрестных деревень больше не будут отрезаны от мира из-за паводка и размытой дороги. По словам Дениса Чегаева, «автобана» здесь, конечно, не построят. Внешне дорога останется точно такой же, только без ям, колей и провалов.
Вдоль дороги течет река Серебряная и растет густой сосновый лес. Местность здесь болотистая, снега выпадает много, поэтому во время паводка дорогу размывает. Заснеженная трасса внешне напоминает американские горки – то резко идет вверх, то опускается вниз. В действительности же ездить по ней «как на американских горках» при всем желании не получится – дорожное покрытие наполовину грунтовое, наполовину щебеночно-грунтовое. Теперь в связи с ремонтными работами введены еще и скоростные ограничения для автомобилистов.
Сейчас здесь проводится расчистка – рабочие очищают дорогу от снега и расширяют узкие участки дороги, спиливая растущий вдоль обочин кустарник. Вдоль дороги тянутся линии электропередачи: по одной стороне дороги проложена новая ЛЭП, по другой – старая, электричество по ней не поступает. На «дороге жизни», ведущей в Серебрянку, будто переносишься в другой век – еще пять лет назад здесь не было даже сотовой связи, люди до сих пор обходятся без Интернета.
«Здесь ловится только «Мотив», – объясняют попутчики. Мы едем в автобусе – нас шесть журналистов и один оператор. На въезде на дорогу на Серебрянку к нам присоединяется министр транспорта и связи Василий Старков и начальник службы содержания, ремонта и диспетчеризации автодорог Денис Чегаев.
Все 65 километров до поселения мы едем с большим кортежем – за автобусом следуют внедорожник министра, автомобили журналистов и еще несколько машин дорожных чиновников. Кажется, такого большого количества транспорта дорога до Серебрянки выдерживает не часто – пока мы ехали, навстречу нам попалось от силы пять-семь машин. Как пояснил Денис Чегаев, в настоящее время дорога до Серебрянки относится к пятой категории, то есть в сутки по ней проезжают до 200 машин, а по ощущениям – в лучшем случае 50.
Дорога до Серебрянки сначала поражает своей живописностью, вдоль нее растут ели и сосны – настоящая новогодняя сказка. Но очень скоро пейзаж за окном утомляет своей однообразностью, а езда по дороге с рытвинами и колдобинами со скоростью 40 километров в час начинает действовать на нервы. Кажется, что она никогда не закончится; одновременно после каждого поворота ждешь, что вот-вот появится эта деревня.
О том, что в Свердловской области есть деревня Серебрянка, вся Россия узнала в 2015 году. Два года назад весной был сильный паводок, дорогу размыло, и жители нескольких деревень оказались буквально отрезаны от внешнего мира. Из-за интенсивного таяния снега грунт начал проседать, и дорогу размыло. Впрочем, местные говорят, что дорога до Серебрянки всегда была проблемной, но в 2015 году этим вопросом всерьез озаботились областные власти.
Информация том, что жители Серебрянки и окрестных деревень из-за паводка оказались в изоляции, появилась во всех региональных и федеральных СМИ.
Более того, деревенские даже написали обращение к президенту Владимиру Путину, в котором просили помочь им решить проблему с дорогой. Письмо жителей каким-то чудом действительно дошло до президента, и спустя год он дал поручение «обеспечить бесперебойное и безопасное движение» по этой дороге. На выполнение поручения главы государства пришлось задействовать резервный фонд Свердловской области – только в 2017 году на приведение дороги в надлежащее состояние выделено 250 млн рублей. В настоящее время здесь трудятся шесть бульдозеров и 25 рабочих.
В начале пути по «дороге жизни» мы увидели первую бригаду. Рабочие спиливали кустарник на обочине вдоль проезжей части, тем самым расширяя дорогу. Как рассказал журналистам Василий Старков, расширять дорогу и расчищать ее от кустарника и деревьев придется с помощью специальной техники. Пока с кустарниками справляются рабочие с электропилами. Бульдозеры здесь расчистили дорогу практически до грунта. Весь снег раскидывают на обочины. Ближе к весне выроют каналы и сделают водоотводы, чтобы вода от тающего снега не размывала грунт. Во время паводков здесь действуют ограничения для проезда большегрузов. Под их тяжестью грунт оседает, и дорога становится непроходимой.
Именно поэтому заготовка грунта и щебня для ремонта дороги началась уже сейчас. Рабочие расчистили специальные «карманы» вдоль дороги для складирования материалов, грунта и щебня. Всего на нашем пути до Серебрянки мы насчитали две таких площадки: одна действительно была расчищена и пустовала, на второй возвышались огромные снежные холмы – под слоем снега там лежит грунт и щебень, который будет использоваться для укрепления дороги весной.
«Сюда стройматериалы уже завезли», – объяснил министр, показывая на снежные горы. Технику и материалы охраняют рабочие. Вдоль дороги стоят бытовки, где круглосуточно дежурят охранники.
Вторую нашу остановку мы сделали около работающего бульдозера. Машина убирала снег с дороги на обочину. Там, где поработал бульдозер, дорога изрезана колеями от гусениц, а кое-где сквозь снег виднелась глина. Автобус здесь развивал скорость не более 40 км в час.
К вниманию чиновников и прессы здесь, кажется, привыкли даже рабочие. Дорожники равнодушно глядели на камеры, а машинист Иван Белоусов согласился рассказать журналистам местного телеканала о нелегкой работе водителя бульдозера.
Следующая остановка была около бытовки – это первый «передвижной строительный штаб», который нам довелось встретить. Он представляет собой небольшой фургончик: внутри стол, раковина, скамейки, несколько шкафчиков и даже биотуалет. Здесь представитель свердловского управления дорог Денис Чегаев зачитал министру доклад о ходе выполнения работ.
«В настоящее время здесь выполняются работы по раздвижке дорог двумя бригадами с помощью трех бульдозеров. Выполнены работы с 11-го по 30-й километр по раздвижке дороги по правой и левой сторонам. Второй и третьей бригадой работы выполняются навстречу, и уже выполнены с 65-го по 40-й километр. С 5-го по 11-й километр дороги ведутся работы по разрубке кустарников и мелколесья, ликвидации растительности. В трех местах формируются места складирования материалов. На 20-м километре организована площадка, там мы сможем заготовить до десяти тысяч кубометров материалов. На 40-м километре разворачивается более крупная площадка, здесь заготовлены материалы прошлого года, на данной же площадке будут расположены строительные городки. По содержанию дорог работы выполняются в соответствии с утвержденной дорожной картой, сбоев в работе не наблюдается», – доложил министру Денис Чегаев.
После этой остановки он пересел в одну из машин в нашем «кортеже» и поехал обратно в сторону Нижнего Тагила.
Тем временем до самой Серебрянки оставалось менее 10 километров. Эта деревня представляет собой небольшой населенный пункт, в котором живут порядка 600 жителей. Как мы уже сказали, здесь нет Интернета, зато есть школа – полуразвалившееся старое здание – и современный медицинский пункт.
Несмотря на отсутствие Интернета, местных жителей едва ли можно назвать неактивными или необщительными. После того, как Серебрянка прогремела на всю страну, сюда довольно часто приезжают общественники, журналисты и чиновники из Нижнего Тагила и Екатеринбурга, а то и из других областей. Некоторое время назад приезжал и губернатор Евгений Куйвашев. О том, что сегодня смотреть дорогу до Серебрянки отправится сам министр вместе с журналистами, деревенские жители, видимо, не знали. Так что пообщаться с земляками, которые живут без Интернета, у нас не получилось, но одного из местных жителей все-таки удалось встретить.
Автобус остановился недалеко от моста через реку Серебряную. В этот момент мимо на скорости по проселочной дороге промчался внедорожник, за рулем автомобиля сидел подросток лет шестнадцати на вид. Автомобиль чуть сбавил скорость, проезжая мимо журналистов, бросившихся в разные стороны, а затем снова лихо промчался по мосту.
На этом наше путешествие завершилось, мы распрощались с министром и поехали обратно в Екатеринбург.
Как мы уже отметили, дорога от Нижнего Тагила до Серебрянки была построена в 1959 году, когда на этой территории началась массовая заготовка леса. Изначально это была лежневая дорога – то есть основание ее было устлано бревнами, собственно, такой она осталась и по сей день. Если бы не активность местных жителей и не внимание общественности к отрезанному от «большой земли» поселению, ситуация не менялась бы еще по меньшей мере лет десять.
Ежегодно на содержание дорог местного значения правительство Свердловской области выделяет порядка 10 млн рублей. С 2015 года в связи с повышенным вниманием общественности на ремонт и содержание дороги до Серебрянки выделялись дополнительные деньги из регионального бюджета. В декабре 2016 года эта тема была затронута в ходе ежегодной пресс-конференции Владимира Путина, поэтому в этом году на обустройство дороги было выделено 250 млн рублей – на эти деньги, по словам министра Василия Старкова, удастся сделать задел по ее укреплению, которого хватит на последующие несколько лет.
По мнению главы свердловского Минтранса, ремонт дороги и внимание к ней общественности будут способствовать развитию внутреннего туризма – в Серебрянку начнут приезжать люди просто посмотреть, что это за деревня, вокруг которой поднялось так много шума. И ведь смотреть действительно есть на что – живописные места, природа, почти не тронутая человеком, и деревня, основанная почти три столетия назад. Другой вопрос, что стратегического значения для региона эта дорога все-таки не имеет. Безусловно, ремонт ее существенно улучшит условия жизни жителей деревни, но в области останутся сотни других проблемных дорог, по которым ездят не 100 и не 200 машин, а несколько тысяч автомобилей в сутки.
Так или иначе, деньги на ремонт дороги Серебрянка – Нижний Тагил выделены, работы по расчистке начались, а уже в апреле 2017 года рабочие приступят к ремонту. К сентябрю все работы планируется завершить. Если все получится сделать так, как запланировано, ни в 2017-м, ни в последующие годы жители Серебрянки и окрестных деревень больше не будут отрезаны от мира из-за паводка и размытой дороги. По словам Дениса Чегаева, «автобана» здесь, конечно, не построят. Внешне дорога останется точно такой же, только без ям, колей и провалов.
Лиза Кобякова, фото автора © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19