Юрий Демин: «Непотопляемых людей не бывает»
Начальник ГИБДД Свердловской области о поборах на дорогах, «блатных» номерах и кадровом обновлении
01.07.2016
Юрий Демин – одна из самых легендарных и знаковых личностей на Среднем Урале. Он «пережил» трех губернаторов и четырех начальников полицейского главка. Полковник неоднократно становился участником скандалов, но каждый раз выходил сухим из воды. О его «непотопляемости» ходят мифы, а фамилия «Демин» известна каждому водителю, хоть раз севшему за руль. В преддверии 80-летия образования ГИБДД в России Юрий Алексеевич рассказал, как ему удается бороться с коррупцией среди подчиненных, с чем пришлось столкнуться в начале работы, а также анонсировал увольнения в ГИБДД уральской столицы.
«Сложный был период»
– Юрий Алексеевич, в этом году 11 лет, как вы возглавляете ГИБДД Свердловской области. Практически каждый год появляется информация об отставке, но каждый раз вы оказываетесь «непотопляемым».
– Я считаю, что непотопляемых нет. Без всякой лести, я отношусь к людям-пахарям, и для меня работа превыше всего. В 1985 году я избрал свой крест Госавтоинспекции, и у меня так и пошло дальше. Когда мне в звании старшего лейтенанта предложена была должность замначальника отдела ГИБДД, я трижды отказывался, но мне сказали – будешь ты. Это было беспрецедентно, на должность было 18 кандидатов.
– А спустя несколько лет поступило предложение возглавить Управление…
– Здесь тогда сложная ситуация была, но я понимал, куда иду. Я согласился. Первые три года были настолько сложными, что приходилось жить на работе. Нужно было объехать огромную территорию. Вплоть до Ивделя. Я территорию не знал, они меня не знали. Вот вы сказали «непотопляемые» – как раз на территориях были «князьки», которые сидели десятилетиями. И когда мы начинали анализировать работу, понимали, что пользы от них никакой, но убрать их оттуда было крайне сложно. Да, они бездельники, но у них хорошие связи с главой администрации, начальником ОВД. Как только мы начинали предпринимать какие-то действия, поступали звонки сюда в Управление, в органы власти, в ГУВД. Сложный был период. Нужно было все восстанавливать, в том числе доверие.
– Все удалось, что планировали?
– Если сравнивать то, что было 7-8 лет назад и сейчас, то это небо и земля. Требования повышаются. Мне порой как-то обидно, когда говорят, что вот он – непотопляемый. Да какой бы покровитель ни был, он не будет бездельника держать. Мы на хорошем счету в федеральной ГИБДД, мы их не подводим.
– Автомобилисты из других регионов это тоже замечают, сравнивая, например, пермских и башкирских гаишников со свердловскими. Отзывы положительные.
– На каждой территории разный подход. Мы поставили для себя задачу: как бы тебе сложно ни было, если ты можешь быть инспектором ДПС – работай. Если у тебя не получается – на тебя жалуются, ты не можешь общаться с участниками дорожного движения, давай мы найдем тебе кабинетную работу. Полиция – это не воспитательно-учебный центр, мы ведь предполагаем, что людей сюда здравых, умных и дисциплинированных принимаем на службу. Мы только учим их профессиональным навыкам. Что, мы учим быть грубым, хамоватым и прочее? Да нет, конечно. Это в семье, в школе его в свое время не воспитали, и, когда поступают жалобы, честно говоря, обидно.
«Футбольная» зачистка
– Несмотря на отклики, в регионе сохраняется высокая аварийность. Недели не проходит без смертельного ДТП.
– Аварийность – понятие относительное. Невозможно, чтобы каждый год на протяжении 7-10 лет было постоянное снижение. Это как в экономике – не бывает до бесконечности динамики роста, всегда произойдет спад. В прошлом году у нас было минус 13% по общему количеству ДТП, меньше на 17% по погибшим и минус 12% по раненым. Но этот год начался с трагичного января – у нас всегда этот месяц дает всплеск, народ любит попить в новогодние праздники, много ездит.
– За последние годы сформировалось мнение, что Серовский тракт – это «трасса смерти». Он продолжает держать лидерство в печальной статистике ГИБДД?
– В прошлом году лидером по аварийности у нас была тюменская трасса, она самая интенсивная по движению транспортных потоков. В текущем году – пермское направление: 42% от всех дорожных происшествий на федеральных дорогах в области дает Пермский тракт. На втором месте – тюменская трасса, там рост ДТП 2,5%.
– Как раз в двадцатых числах июня на пермской трассе произошла чудовищная авария: автобус влетел в автомобили, которые остановились перед ремонтируемым участком дороги. Три человека погибло!
– Четыре. Три человека погибли на месте, четвертый человек умер в больнице. А ведь ничего не предвещало беды. Специально посмотрели видео с регистратора: по предварительным данным, водитель автобуса (маршрут Красноуфимск – Екатеринбург. – Прим. ред.) просто уснул. Идут ремонтные работы, автомобильный поток начинает притормаживать и останавливаться. Водитель автобус как ехал, не снижая скорость, так и едет. У него 30 лет водительский стаж, но, видимо, сказалась жаркая погода, человека разморило.
– К работе общественного транспорта вообще много претензий. Взять Екатеринбург – маршрутчики у нас всех туристов распугают своей ездой через два года.
– Это безобразие, но не мы его породили. Если какой-то ИП выиграл конкурс на обслуживание маршрута, то в договоре должна быть прописана жесточайшая ответственность по выполнению качества обслуживания. Что мы видим на сегодняшний день? Начинают устраивать гонки, грубить, хамить. Нужно, чтобы любой перевозчик боялся, вплоть до устранения с маршрута. А выполнить эту процедуру не получается, нужны изменения в законодательстве. К 2018 году мы всю эту категорию, кто не хочет в правовом поле работать, вычистим. В этом направлении идет очень активная работа с журналистами и общественниками.
– В преддверии проведения футбольного мундиаля обсуждается еще один вопрос. В 2008 году, когда в Екатеринбурге проходил саммит ШОС, инспекторы массово лишали прав водителей, проводили «зачистку». Будет внедряться эта практика вновь?
– Не было такого понятия, как зачистка. Мы ужесточали соблюдение законных требований. Надо понимать, что когда приезжали десятки глав государств, то иного быть не могло. Вот приезжают сейчас болельщики во Францию и видят, допустим, что водитель не пристегнут ремнем безопасности, едет пьяный или мотоциклист носится без мотошлема и госномера. Смотрят и думают: это что за государство, что за беспредел? Так и мы подразумеваем, что к нам приедут и увидят безобразия: это и ревуны по ночам, и челночная езда и прочее. Безусловно, мы будем проводить комплекс профилактических мероприятий, чтобы этот праздник никто не омрачал.
Пьянство за рулем
– Пешеходы только «за». В последнее время жители обращают внимание, что в Екатеринбурге выросло количество наглухо затонированных авто. Инспекторы стали более снисходительны?
– Раньше, когда тонированные автомобили останавливали, составляли протокол, выдавали требование об устранении и снимали номерной знак. Водитель был обязан что сделать? Устранить, предъявить машину без пленки и обратно получить номер. Законодатель сказал: снятие госномера незаконно. На сегодняшний день штраф сколько? 500 рублей. Покажите мне водителя, которого мы удивим 500-рублевым штрафом. И когда идут разговоры об увеличении штрафа до 5000 рублей – только бурные аплодисменты. Вот тогда водитель утром заплатит пять тысяч, вечером пять – это будет ощутимо. А так работа ведется – за первое полугодие около 24 тысяч штрафов выписали за тонировку, из них только в Екатеринбурге 7,5 тысяч.
– Другая проблема: повальное пьянство за рулем. Пьют и в городах, и в селах, ничего у нас людей не останавливает.
– Когда постепенно увеличивали ответственность за езду в пьяном виде, установив в качестве наказания и лишение прав, и штраф, то народ притих. Прошел определенный период времени, и водители опять стали ездить подшофе. Только за выходные с 11 по 13 июня было выявлено 411 пьяных водителей. Беспрецедентная цифра! Мы вынуждены отправлять спецроту в отдаленные территории: их там никто не знает, они никого не знают. Проблема с пьянством была всегда, но сегодня она реально обострена. С начала 2016 года возбуждено 841 уголовное дело по ст. 264 УК РФ за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения.
Мотогонщики в форме
– Есть у нас категория водителей, которая почти не употребляет, – мотоциклисты. Но те, опять же, как бешеные носятся по улицам. С этого года в Екатеринбурге появилась мотогруппа ДПС на новеньких БМВ – результаты, если судить по сообщениям в СМИ, похвальные.
– Да, всего у нас четыре мотоцикла – два мы отдали в Екатеринбург, и два ездят тоже в уральской столице, но исключительно по гостевым маршрутам. Чтобы все понимали: наши мотоциклы запущены не для того, чтобы устраивать облавы на мотоциклистов. Да, на них, но на недисциплинированных. Тех, которые носятся из ряда в ряд, подрезают, по ночам спать не дают. Это темное пятно на все мотосообщество. Поэтому мы и решили выщелкнуть из общего ряда тех, кто некорректно себя ведет. Мы стали регистрировать мотоциклы с перебитыми агрегатами, незаконно завезенными из Казахстана и Белоруссии, они ездили здесь месяцами, а может, и годами – они пользовались тем, что их никто не остановит, не догонит.
– Приобретение новеньких мотоциклов – дорогое удовольствие для ГИБДД?
– Мы покупали их за счет внебюджетных источников, это было еще до введения санкций – не в прошлом и не в текущем году. У нас до этого были мотоциклы «Урал», они очень травмоопасные. У нас падали и травмировались инспектора. Он неуправляемый, когда идет в занос или когда попадает камень под колесо, когда необходимо маневрировать на большой скорости на трассе. Чтобы сохранить и жизнь здоровье сотрудников, мы поизучали варианты и выбрали БМВ.
– Ну а лично вы любите прокатиться на «коне» с ветерком?
– Я вырос в сельской местности, поэтому мотоциклом владею в совершенстве – как одиночкой, так и с коляской. Хотите, чтобы я кого-то удивил, проехав по городу? Ну, может быть, и такое даже возможно.
«Достоин – работай, не достоин – до свидания»
– Кадровый вопрос. Почти два года полк ДПС Екатеринбурга оставался без постоянного руководителя. В мае на эту должность назначили выходца из свердловской ГИБДД Дмитрия Панфилова. У него все получается?
– Думаю, что у него должно все получиться, он наведет порядок. Будут еще наши рекомендации по назначению в городской ГИБДД, чтобы улучшить кадровую составляющую. В идеале, чтобы он здесь был, он мне тут нужнее. С другой стороны, мы понимаем, что полк – это войско большое и там нужен командир. Он согласился. Вот сейчас у него сложная задача. Он пришел, видит большое количество недостатков, вникает в процесс и понимает, что от определенной части инспекторов придется избавляться. Надеемся, что на их место придут достойные.
– Это не приведет к увеличению некомплектности штата?
– Если брать в целом по области, то у нас и сейчас есть некомплект – 258 человек, но он, что называется, «рабочий». У нас всегда в заделе есть 100-150 человек, которые собирают документы, проходят медкомиссии, присматриваются к работе. Но есть другой момент: сегодня, например, при проверке службы у инспектора выявим нарушения, а завтра его выгоним – плюс к некомплекту. Но это не должно пугать. Достоин – работай, не достоин – извините, до свидания.
– Весной разразился скандал в прессе и соцсетях – обсуждали, как начальник ГИБДД Краснотурьинска уснул в лесу в машине. Возникли подозрения, что он был пьян.
– Это человек, поехал, устал, прилег. Ну какая разница? Специально ажиотаж создают. Там другая составляющая. Мы предполагаем, что ажиотаж создали те люди, которые поджигали ему ранее коттедж (сгорел дотла), которые до этого сожгли его машину. Этим гражданам очень хочется, чтобы Госавтоинспекция весь задержанный автотранспорт ставила им на стоянку, а мы говорим, что он будет стоять там, где стоял до этого – на проверенном объекте, без темных пятен.
– Какое-то решение принято по данному факту?
– Он был на хорошем счету, честно выполнял свою работу, но человек устал от передряг и написал рапорт об увольнении, и очень жаль. Когда назначим нового – проинформируем.
Из полковников – в депутаты?
– Любая подобная шумиха невольно бросает тень на самого начальника областной ГИБДД – то есть на вас. Когда-то уйти все равно придется – например, в силу возраста. Готовите на свое место сменщика?
– Смену я готовлю давно, с первого дня. Я понимаю, что у меня в каждой службе должен быть человек, который может заменить кого-то. Незаменимых людей не бывает. И если возникнет вопрос, я думаю, мои рекомендации учтут.
– Не обсуждаете вариант уйти в политику? Бывший замначальника ГУВД Владимир Филиппов и руководитель тагильской полиции Ибрагим Абдулкадыров решили попробовать себя в депутатском статусе.
– Да, наверное, фамилия моя известная, чтобы можно было куда-то пойти. На сегодняшний день мы делаем полезное дело, но все его воспринимают по-разному. Есть 50 человек, которые похвалят, а другие 50 человек упрекнут. А депутатство – это та сфера, что если сейчас начать, так в отношении Демина припомнят все, вплоть до восьмого колена. И после этого сидишь и думаешь: «Ты что, оправдываться должен?» Политика – это очень неблагодарная вещь, и я никогда таких мыслей не имел. Дай Бог, что фамилия Демин ассоциируется с Управлением ГИБДД.
О коррупции: «В душу каждому не заглянешь»
– Очень хочется надеяться, что проработаете еще не один год, в том числе решив вопрос о продаже «блатных» номеров.
– Разговоров ходит много, но их кто ведет в основном? Те, кто лежат на диване. Хоть один факт подтвердится – отправим материалы в Следственный комитет. Мы открыты. Есть информация? Сообщайте. Любую информацию перепроверяем на 18 раз, в кабинках стоят видеокамеры, мы слушаем, смотрим, мониторим. Сотрудники КПО (контрольно-профилактическое подразделение – аналог службы собственной безопасности), оперативники УСБ работают в тесном взаимодействии. У нас были определенные лица, которые довольно часто приходили и имели контакты с отдельными сотрудниками. Выявили, кто приходил, выявили, к кому приходили, – выгнали всех. Если кто-то продает – вы скажите, пригласим КПО и УСБ.
– Думаю, что читатели подключатся и, если такой факт будет иметь место, проинформируют органы. Хотя некоторые поощряют коррупцию – иначе можно остаться без красивых номеров.
– Мы в свое время заказывали серии, но отказывались от первых 10 номеров – от 001 до 010. Юристы нам говорят – это незаконно, серия должна быть полная. Мы опять уперлись в тупик. Давай выдавать нулевые номера на грузовики, ассенизаторские машины. Но номера лежат, а мусоровозок не хватает. Когда говорят, что вот такая-то серия красивая, я говорю: «Хорошо, но эта серия будет выдаваться в Ивделе, Шале, Тавде, предположим». Пусть стоит на каком-то ГАЗ-51 в деревне, и пусть человек наслаждается.
– А вообще коррупция в ГИБДД – частое явление?
– Давайте так: человек, когда рождается, ему взрослые говорят: нельзя это делать, в школе говорят – нельзя, в институте говорят – нельзя. Он потом приходит, берет деньги, а все говорят: Госавтоинспекция не воспитала. Стоп! Человек, придя сюда, он знает, что если взял взятку, то наступит уголовная ответственность. Мы не собираемся за каждым следить – это абсурд, это физически невозможно. Да, мы проводим негласные проверки, выезжаем по месту жительства, ежемесячно проверяем личный транспорт. Мы заинтересованы в том, чтобы искоренить это зло, каленым железом выжигаем. Вот говорят: они взятку взяли. А с другой стороны – вы не давайте, и брать не будут. На мой взгляд, нужно ужесточить ответственность для взяткодателей.
– Как проходит отбор на свободные должности?
– У нас были кандидаты из южных регионов, которых мы не берем. Если есть подозрения, то отправляем на полиграф, к психологу. Есть сомнения – не берем. Но в душу каждому не заглянешь. Парадокс ситуации в том, что, когда есть семья и маленькие детишки, инспектор идет, делает эту гадость, садится в тюрьму. Кому он лучше-то сделал? Детишкам?
Обращение начальника УГИБДД по Свердловской области Демина Юрия Алексеевича к коллегам и ветеранам по случаю 80-летия создания Госавтоинспекции:
80 лет – это возраст мудрого человека. Госавтоинспекция за это время претерпела и сложные моменты. Прошедшие десятилетия позволили самое ценное сохранить и выйти на ту модель, которая существует сегодня. Мы на сегодняшний день должны отдать дань уважения нашим ветеранам, которые вносили какую-то свою «золотую монету», ратовали за развитие службы. Мы должны помнить тех, кто ценой своей жизни пытался остановить преступников. Низкий поклон тем нашим коллегам, которые погибли на войне. Это история, и если мы не помним историю, то и будущего у нас нет.
Поэтому хотелось бы пожелать крепкого здоровья нашим ветеранам. Другая сторона – это молодежь, которая должна испытывать гордость от несения службы. У нас есть сотрудники, которые перешли в другие подразделения, но мы встречаемся, и они говорят: «Бывших гаишников не бывает». Они очень дорожат этим.
«Сложный был период»
– Юрий Алексеевич, в этом году 11 лет, как вы возглавляете ГИБДД Свердловской области. Практически каждый год появляется информация об отставке, но каждый раз вы оказываетесь «непотопляемым».
– Я считаю, что непотопляемых нет. Без всякой лести, я отношусь к людям-пахарям, и для меня работа превыше всего. В 1985 году я избрал свой крест Госавтоинспекции, и у меня так и пошло дальше. Когда мне в звании старшего лейтенанта предложена была должность замначальника отдела ГИБДД, я трижды отказывался, но мне сказали – будешь ты. Это было беспрецедентно, на должность было 18 кандидатов.
– А спустя несколько лет поступило предложение возглавить Управление…
– Здесь тогда сложная ситуация была, но я понимал, куда иду. Я согласился. Первые три года были настолько сложными, что приходилось жить на работе. Нужно было объехать огромную территорию. Вплоть до Ивделя. Я территорию не знал, они меня не знали. Вот вы сказали «непотопляемые» – как раз на территориях были «князьки», которые сидели десятилетиями. И когда мы начинали анализировать работу, понимали, что пользы от них никакой, но убрать их оттуда было крайне сложно. Да, они бездельники, но у них хорошие связи с главой администрации, начальником ОВД. Как только мы начинали предпринимать какие-то действия, поступали звонки сюда в Управление, в органы власти, в ГУВД. Сложный был период. Нужно было все восстанавливать, в том числе доверие.
– Все удалось, что планировали?
– Если сравнивать то, что было 7-8 лет назад и сейчас, то это небо и земля. Требования повышаются. Мне порой как-то обидно, когда говорят, что вот он – непотопляемый. Да какой бы покровитель ни был, он не будет бездельника держать. Мы на хорошем счету в федеральной ГИБДД, мы их не подводим.
– Автомобилисты из других регионов это тоже замечают, сравнивая, например, пермских и башкирских гаишников со свердловскими. Отзывы положительные.
– На каждой территории разный подход. Мы поставили для себя задачу: как бы тебе сложно ни было, если ты можешь быть инспектором ДПС – работай. Если у тебя не получается – на тебя жалуются, ты не можешь общаться с участниками дорожного движения, давай мы найдем тебе кабинетную работу. Полиция – это не воспитательно-учебный центр, мы ведь предполагаем, что людей сюда здравых, умных и дисциплинированных принимаем на службу. Мы только учим их профессиональным навыкам. Что, мы учим быть грубым, хамоватым и прочее? Да нет, конечно. Это в семье, в школе его в свое время не воспитали, и, когда поступают жалобы, честно говоря, обидно.
«Футбольная» зачистка
– Несмотря на отклики, в регионе сохраняется высокая аварийность. Недели не проходит без смертельного ДТП.
– Аварийность – понятие относительное. Невозможно, чтобы каждый год на протяжении 7-10 лет было постоянное снижение. Это как в экономике – не бывает до бесконечности динамики роста, всегда произойдет спад. В прошлом году у нас было минус 13% по общему количеству ДТП, меньше на 17% по погибшим и минус 12% по раненым. Но этот год начался с трагичного января – у нас всегда этот месяц дает всплеск, народ любит попить в новогодние праздники, много ездит.
– За последние годы сформировалось мнение, что Серовский тракт – это «трасса смерти». Он продолжает держать лидерство в печальной статистике ГИБДД?
– В прошлом году лидером по аварийности у нас была тюменская трасса, она самая интенсивная по движению транспортных потоков. В текущем году – пермское направление: 42% от всех дорожных происшествий на федеральных дорогах в области дает Пермский тракт. На втором месте – тюменская трасса, там рост ДТП 2,5%.
– Как раз в двадцатых числах июня на пермской трассе произошла чудовищная авария: автобус влетел в автомобили, которые остановились перед ремонтируемым участком дороги. Три человека погибло!
– Четыре. Три человека погибли на месте, четвертый человек умер в больнице. А ведь ничего не предвещало беды. Специально посмотрели видео с регистратора: по предварительным данным, водитель автобуса (маршрут Красноуфимск – Екатеринбург. – Прим. ред.) просто уснул. Идут ремонтные работы, автомобильный поток начинает притормаживать и останавливаться. Водитель автобус как ехал, не снижая скорость, так и едет. У него 30 лет водительский стаж, но, видимо, сказалась жаркая погода, человека разморило.
– К работе общественного транспорта вообще много претензий. Взять Екатеринбург – маршрутчики у нас всех туристов распугают своей ездой через два года.
– Это безобразие, но не мы его породили. Если какой-то ИП выиграл конкурс на обслуживание маршрута, то в договоре должна быть прописана жесточайшая ответственность по выполнению качества обслуживания. Что мы видим на сегодняшний день? Начинают устраивать гонки, грубить, хамить. Нужно, чтобы любой перевозчик боялся, вплоть до устранения с маршрута. А выполнить эту процедуру не получается, нужны изменения в законодательстве. К 2018 году мы всю эту категорию, кто не хочет в правовом поле работать, вычистим. В этом направлении идет очень активная работа с журналистами и общественниками.
– В преддверии проведения футбольного мундиаля обсуждается еще один вопрос. В 2008 году, когда в Екатеринбурге проходил саммит ШОС, инспекторы массово лишали прав водителей, проводили «зачистку». Будет внедряться эта практика вновь?
– Не было такого понятия, как зачистка. Мы ужесточали соблюдение законных требований. Надо понимать, что когда приезжали десятки глав государств, то иного быть не могло. Вот приезжают сейчас болельщики во Францию и видят, допустим, что водитель не пристегнут ремнем безопасности, едет пьяный или мотоциклист носится без мотошлема и госномера. Смотрят и думают: это что за государство, что за беспредел? Так и мы подразумеваем, что к нам приедут и увидят безобразия: это и ревуны по ночам, и челночная езда и прочее. Безусловно, мы будем проводить комплекс профилактических мероприятий, чтобы этот праздник никто не омрачал.
Пьянство за рулем
– Пешеходы только «за». В последнее время жители обращают внимание, что в Екатеринбурге выросло количество наглухо затонированных авто. Инспекторы стали более снисходительны?
– Раньше, когда тонированные автомобили останавливали, составляли протокол, выдавали требование об устранении и снимали номерной знак. Водитель был обязан что сделать? Устранить, предъявить машину без пленки и обратно получить номер. Законодатель сказал: снятие госномера незаконно. На сегодняшний день штраф сколько? 500 рублей. Покажите мне водителя, которого мы удивим 500-рублевым штрафом. И когда идут разговоры об увеличении штрафа до 5000 рублей – только бурные аплодисменты. Вот тогда водитель утром заплатит пять тысяч, вечером пять – это будет ощутимо. А так работа ведется – за первое полугодие около 24 тысяч штрафов выписали за тонировку, из них только в Екатеринбурге 7,5 тысяч.
– Другая проблема: повальное пьянство за рулем. Пьют и в городах, и в селах, ничего у нас людей не останавливает.
– Когда постепенно увеличивали ответственность за езду в пьяном виде, установив в качестве наказания и лишение прав, и штраф, то народ притих. Прошел определенный период времени, и водители опять стали ездить подшофе. Только за выходные с 11 по 13 июня было выявлено 411 пьяных водителей. Беспрецедентная цифра! Мы вынуждены отправлять спецроту в отдаленные территории: их там никто не знает, они никого не знают. Проблема с пьянством была всегда, но сегодня она реально обострена. С начала 2016 года возбуждено 841 уголовное дело по ст. 264 УК РФ за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения.
Мотогонщики в форме
– Есть у нас категория водителей, которая почти не употребляет, – мотоциклисты. Но те, опять же, как бешеные носятся по улицам. С этого года в Екатеринбурге появилась мотогруппа ДПС на новеньких БМВ – результаты, если судить по сообщениям в СМИ, похвальные.
– Да, всего у нас четыре мотоцикла – два мы отдали в Екатеринбург, и два ездят тоже в уральской столице, но исключительно по гостевым маршрутам. Чтобы все понимали: наши мотоциклы запущены не для того, чтобы устраивать облавы на мотоциклистов. Да, на них, но на недисциплинированных. Тех, которые носятся из ряда в ряд, подрезают, по ночам спать не дают. Это темное пятно на все мотосообщество. Поэтому мы и решили выщелкнуть из общего ряда тех, кто некорректно себя ведет. Мы стали регистрировать мотоциклы с перебитыми агрегатами, незаконно завезенными из Казахстана и Белоруссии, они ездили здесь месяцами, а может, и годами – они пользовались тем, что их никто не остановит, не догонит.
– Приобретение новеньких мотоциклов – дорогое удовольствие для ГИБДД?
– Мы покупали их за счет внебюджетных источников, это было еще до введения санкций – не в прошлом и не в текущем году. У нас до этого были мотоциклы «Урал», они очень травмоопасные. У нас падали и травмировались инспектора. Он неуправляемый, когда идет в занос или когда попадает камень под колесо, когда необходимо маневрировать на большой скорости на трассе. Чтобы сохранить и жизнь здоровье сотрудников, мы поизучали варианты и выбрали БМВ.
– Ну а лично вы любите прокатиться на «коне» с ветерком?
– Я вырос в сельской местности, поэтому мотоциклом владею в совершенстве – как одиночкой, так и с коляской. Хотите, чтобы я кого-то удивил, проехав по городу? Ну, может быть, и такое даже возможно.
«Достоин – работай, не достоин – до свидания»
– Кадровый вопрос. Почти два года полк ДПС Екатеринбурга оставался без постоянного руководителя. В мае на эту должность назначили выходца из свердловской ГИБДД Дмитрия Панфилова. У него все получается?
– Думаю, что у него должно все получиться, он наведет порядок. Будут еще наши рекомендации по назначению в городской ГИБДД, чтобы улучшить кадровую составляющую. В идеале, чтобы он здесь был, он мне тут нужнее. С другой стороны, мы понимаем, что полк – это войско большое и там нужен командир. Он согласился. Вот сейчас у него сложная задача. Он пришел, видит большое количество недостатков, вникает в процесс и понимает, что от определенной части инспекторов придется избавляться. Надеемся, что на их место придут достойные.
– Это не приведет к увеличению некомплектности штата?
– Если брать в целом по области, то у нас и сейчас есть некомплект – 258 человек, но он, что называется, «рабочий». У нас всегда в заделе есть 100-150 человек, которые собирают документы, проходят медкомиссии, присматриваются к работе. Но есть другой момент: сегодня, например, при проверке службы у инспектора выявим нарушения, а завтра его выгоним – плюс к некомплекту. Но это не должно пугать. Достоин – работай, не достоин – извините, до свидания.
– Весной разразился скандал в прессе и соцсетях – обсуждали, как начальник ГИБДД Краснотурьинска уснул в лесу в машине. Возникли подозрения, что он был пьян.
– Это человек, поехал, устал, прилег. Ну какая разница? Специально ажиотаж создают. Там другая составляющая. Мы предполагаем, что ажиотаж создали те люди, которые поджигали ему ранее коттедж (сгорел дотла), которые до этого сожгли его машину. Этим гражданам очень хочется, чтобы Госавтоинспекция весь задержанный автотранспорт ставила им на стоянку, а мы говорим, что он будет стоять там, где стоял до этого – на проверенном объекте, без темных пятен.
– Какое-то решение принято по данному факту?
– Он был на хорошем счету, честно выполнял свою работу, но человек устал от передряг и написал рапорт об увольнении, и очень жаль. Когда назначим нового – проинформируем.
Из полковников – в депутаты?
– Любая подобная шумиха невольно бросает тень на самого начальника областной ГИБДД – то есть на вас. Когда-то уйти все равно придется – например, в силу возраста. Готовите на свое место сменщика?
– Смену я готовлю давно, с первого дня. Я понимаю, что у меня в каждой службе должен быть человек, который может заменить кого-то. Незаменимых людей не бывает. И если возникнет вопрос, я думаю, мои рекомендации учтут.
– Не обсуждаете вариант уйти в политику? Бывший замначальника ГУВД Владимир Филиппов и руководитель тагильской полиции Ибрагим Абдулкадыров решили попробовать себя в депутатском статусе.
– Да, наверное, фамилия моя известная, чтобы можно было куда-то пойти. На сегодняшний день мы делаем полезное дело, но все его воспринимают по-разному. Есть 50 человек, которые похвалят, а другие 50 человек упрекнут. А депутатство – это та сфера, что если сейчас начать, так в отношении Демина припомнят все, вплоть до восьмого колена. И после этого сидишь и думаешь: «Ты что, оправдываться должен?» Политика – это очень неблагодарная вещь, и я никогда таких мыслей не имел. Дай Бог, что фамилия Демин ассоциируется с Управлением ГИБДД.
О коррупции: «В душу каждому не заглянешь»
– Очень хочется надеяться, что проработаете еще не один год, в том числе решив вопрос о продаже «блатных» номеров.
– Разговоров ходит много, но их кто ведет в основном? Те, кто лежат на диване. Хоть один факт подтвердится – отправим материалы в Следственный комитет. Мы открыты. Есть информация? Сообщайте. Любую информацию перепроверяем на 18 раз, в кабинках стоят видеокамеры, мы слушаем, смотрим, мониторим. Сотрудники КПО (контрольно-профилактическое подразделение – аналог службы собственной безопасности), оперативники УСБ работают в тесном взаимодействии. У нас были определенные лица, которые довольно часто приходили и имели контакты с отдельными сотрудниками. Выявили, кто приходил, выявили, к кому приходили, – выгнали всех. Если кто-то продает – вы скажите, пригласим КПО и УСБ.
– Думаю, что читатели подключатся и, если такой факт будет иметь место, проинформируют органы. Хотя некоторые поощряют коррупцию – иначе можно остаться без красивых номеров.
– Мы в свое время заказывали серии, но отказывались от первых 10 номеров – от 001 до 010. Юристы нам говорят – это незаконно, серия должна быть полная. Мы опять уперлись в тупик. Давай выдавать нулевые номера на грузовики, ассенизаторские машины. Но номера лежат, а мусоровозок не хватает. Когда говорят, что вот такая-то серия красивая, я говорю: «Хорошо, но эта серия будет выдаваться в Ивделе, Шале, Тавде, предположим». Пусть стоит на каком-то ГАЗ-51 в деревне, и пусть человек наслаждается.
– А вообще коррупция в ГИБДД – частое явление?
– Давайте так: человек, когда рождается, ему взрослые говорят: нельзя это делать, в школе говорят – нельзя, в институте говорят – нельзя. Он потом приходит, берет деньги, а все говорят: Госавтоинспекция не воспитала. Стоп! Человек, придя сюда, он знает, что если взял взятку, то наступит уголовная ответственность. Мы не собираемся за каждым следить – это абсурд, это физически невозможно. Да, мы проводим негласные проверки, выезжаем по месту жительства, ежемесячно проверяем личный транспорт. Мы заинтересованы в том, чтобы искоренить это зло, каленым железом выжигаем. Вот говорят: они взятку взяли. А с другой стороны – вы не давайте, и брать не будут. На мой взгляд, нужно ужесточить ответственность для взяткодателей.
– Как проходит отбор на свободные должности?
– У нас были кандидаты из южных регионов, которых мы не берем. Если есть подозрения, то отправляем на полиграф, к психологу. Есть сомнения – не берем. Но в душу каждому не заглянешь. Парадокс ситуации в том, что, когда есть семья и маленькие детишки, инспектор идет, делает эту гадость, садится в тюрьму. Кому он лучше-то сделал? Детишкам?
Обращение начальника УГИБДД по Свердловской области Демина Юрия Алексеевича к коллегам и ветеранам по случаю 80-летия создания Госавтоинспекции:
80 лет – это возраст мудрого человека. Госавтоинспекция за это время претерпела и сложные моменты. Прошедшие десятилетия позволили самое ценное сохранить и выйти на ту модель, которая существует сегодня. Мы на сегодняшний день должны отдать дань уважения нашим ветеранам, которые вносили какую-то свою «золотую монету», ратовали за развитие службы. Мы должны помнить тех, кто ценой своей жизни пытался остановить преступников. Низкий поклон тем нашим коллегам, которые погибли на войне. Это история, и если мы не помним историю, то и будущего у нас нет.
Поэтому хотелось бы пожелать крепкого здоровья нашим ветеранам. Другая сторона – это молодежь, которая должна испытывать гордость от несения службы. У нас есть сотрудники, которые перешли в другие подразделения, но мы встречаемся, и они говорят: «Бывших гаишников не бывает». Они очень дорожат этим.
Иван Морозов © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Свердловской области взят под стражу водитель, сбивший насмерть двух подростков
Воскресенье, 24 ноября, 16.29
В Свердловской области взят под стражу водитель, сбивший насмерть двух подростков
Воскресенье, 24 ноября, 15.12
В Свердловской области за неделю произошло 97 пожаров
Воскресенье, 24 ноября, 14.59