Сергей Семеновых: «Чтобы делать смелые заявления, надо проявить политическую храбрость»
Свердловский депутат – о партийном равнодушии, семейственности в политике и коррупции в муниципалитетах
12.02.2016
Политический сезон – 2016 на Среднем Урале начался с громкого скандала в региональном Заксобрании. Пользующийся популярностью населения в северных городах области депутат Сергей Семеновых вышел из фракции партии «Единая Россия», заявив о пассивности коллег и выразив несогласие с курсом регионального отделения, которое отмалчивается по ряду острых вопросов. Парламентарий в интервью veved.ru рассказал о причинах своего ухода, дал оценку работе прокуратуры и объяснил, почему у семейственности в политике больше плюсов, чем минусов.
– Сергей Михайлович, лидер свердловских единороссов Виктор Шептий считает, что все ваши хлопанья дверью – не более чем политический пиар.
– Подождите. Одно дело, когда это делается для привлечения внимания, без обоснования поступков, и совсем другое, когда на это есть причины. Если бы я просто вышел из фракции, тогда да – это пиар и прочее. Но я четко перечислил моменты, с которыми не согласен, и говорил о них последние несколько месяцев. Ко мне не прислушались, даже не захотели слушать. Вопросы, которые я поднимал, очень серьезные, они касаются жизнедеятельности нашего региона, экономии бюджетных средств, поддержки моногородов, сокращения чиновников, борьбы с коррупцией.
– Коллеги поддержали ваше решение или теперь вы в опальном стоп-листе?
– Лично у меня отношения с депутатами нормальные. Многие бы поддержали мои начинания, но есть такое понятие, как партийная дисциплина. К тому же, чтобы делать смелые заявления, надо проявить политическую смелость, а это чревато возникновением сложностей по партийной линии. Им это надо? Для большинства лучше отмолчаться: впереди выборы, многие, наверное, переживают за свое выдвижение.
– А вы не переживаете? Не боитесь?
– Я изначально в своей работе опирался на мнение населения, а не на партийные тренды. Буду честен: мне не важно – поддерживает меня партия или нет, важно другое – поддержка общества, избирателей. Результаты голосования будут зависеть от моей работы для жителей. То, как ко мне относится областное руководство партии, наверное, второстепенно.
– Есть мнение, что причиной разногласий послужило ваше желание поддержать кандидатуру супруги Марии на выборах в Заксобрание. Многим это не понравилось, мол, семейственность в политике порождает недоверие.
– Я ни от кого не скрываю, что моя жена, депутат думы Серовского городского округа, готова работать и представлять интересы жителей в региональном парламенте. Что в этом плохого? Супруга мне помогает, она знает территорию и сможет больше помочь жителям, став депутатом Заксобрания, она будет добиваться выделения средств на социальные программы. Это совершенно нормальное явление. И я, в случае избрания в федеральный парламент, тоже буду добиваться увеличения финансирования и улучшения социально-экономической ситуации на севере Свердловской области. Супруга в свою очередь продолжит мою работу на региональном уровне, тем более она имеет опыт работы и городским депутатом, и помощником областного. Имея юридическое образование, ведет прием жителей и выступает как правозащитник.
– Как сейчас можете оценить ситуацию в северных территориях?
– Сейчас весьма остро стоит вопрос с расходованием средств на грандиозные и распиаренные проекты «Титановая долина» и Богословский индустриальный парк. Правительство нам презентует красивую картинку, туда вкачивают десятки и сотни миллионов рублей, но у жителей это вызывает только возмущение и недовольство, потому что они не видят конечного результата. Народ интересуется, куда потратили деньги, потому что им обещали новые производства и создание рабочих мест, но в серьезных объемах нет ни того, ни другого. Если ситуация не изменится, то люди, прежде всего молодежь, продолжат уезжать из наших северных территорий. Мы получим «умирающие» муниципалитеты, а этого допустить нельзя.
– Ваша попытка проконтролировать расход средств, насколько известно, также послужила одной из причин для конфликта с фракцией.
– И не только. Осенью 2015 года, когда экономическая ситуация стала усугубляться, я стал поднимать вопросы об упразднении чиновничьих структур, которые тяжело содержать бюджету, – речь идет об управленческих округах и передаче полномочий председателя правительства губернатору для сокращения расходов на аппарат и повышения эффективности.
– Речь идет в том числе и об упразднении должности главы Северного управленческого округа?
– Да, Владимир Овчинников вообще находился под следствием и признал свою вину в уголовном преступлении, но амнистирован по случаю 70-летия Победы. Более того, он на всех официальных мероприятиях произносит речи «от имени (или) по поручению губернатора Свердловской области», что вызывает неоднозначную реакцию и мнение о высшем руководстве региона.
– Вы говорите об упразднении ряда структур, а что в итоге? Какие суммы удастся сохранить бюджету?
– По управленческим округам это десятки миллионов, а если упразднить должность председателя правительства с соответствующими чиновниками, то и более. И деньги эти будут не лишними. Меня возмутила ситуация на согласительной комиссии по бюджету, когда в присутствии мэров и депутатов городам выделялись суммы на неотложные нужды – на ремонт дорог, а также детских садов и школ. Проходит месяц, и средства на эти мероприятия «обрезают» практически на 50 процентов. Скажите, как можно отремонтировать крышу на 50 процентов? Это несерьезно, это неправильная практика. Ликвидация управленческих округов и перераспределение освободившихся средств в территории могли бы решить значительную часть проблем. Вообще я считаю, что на все неэффективно расходуемые бюджетные средства должны обратить внимание правоохранительные и контрольные органы, и я уверен, они этим займутся.
– Вам и лично пришлось столкнуться с работой силовиков, когда у вас сняли поздравительные баннеры. Чем закончилась эта история?
– Мне пришли документы из прокуратуры и Следственного комитета, проверку поручено проводить сотрудникам областного полицейского главка, свидетели уже опрашиваются. При желании можно найти «воришек», необходимо провести пеленгацию разговоров и выяснить, кто кому давал указания, ведь заинтересованных лиц не так много.
– Стоит признать, что проблемы с «нечистоплотностью» руководителей есть не только в Северном округе, они повсеместны.
– Действительно, есть и другие территории. СМИ широко освещают ситуации в мерзнущих поселках и городах. Чиновники не выполняют решения судов и представления прокуратуры. Как можно требовать исполнения законов от граждан, когда чиновники сами не безгрешны в этом плане и открыто не исполняют судебные акты? Люди, нарушающие закон, не должны занимать высокие должности, они ставят под удар репутацию власти в целом.
– Буквально месяц назад в Серове суд вынес решение по делу о незаконной передаче земельных участков – вот, пожалуй, еще один удачный пример.
– Все верно, суд огласил приговор по уголовному делу в отношении бывшей председательницы комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Серова Татьяны Анисимовой. Согласно данным из открытых источников, преступление было связано с передачей в собственность третьих лиц земли, которая предоставлялась инвалидам. Суд вынес наказание в виде лишения свободы условно.
– Иногда это выходит боком и самим руководителям муниципалитетов. Сити-менеджера Серова Евгения Преина оштрафовали на 100 тысяч рублей за неисполнение решений судов по переселению из ветхого и аварийного жилья.
– Да, там ситуация очень серьезная. Моя супруга Мария, как депутат городской думы, неоднократно указывала на думских комиссиях главе администрации, что судебные решения надо исполнять. Я в этом деле буду разбираться и принимать меры. Это очень серьезные вопросы, и такие дела находятся на особом контроле прокуратуры, и могут приводить к уголовным делам, как это было в Верхотурье.
– Каково ваше отношение к двуглавой системе управления муниципалитетом? Как вы считаете, она эффективна?
– В двуглавой системе практически нет плюсов, главы могут «строить интрижки», у каждого из них свои помощники, секретари и т. д. В итоге в очередной раз раздутый чиновничий аппарат. Вы посмотрите – у нас и на областном уровне нечто похожее на двуглавую систему: есть и губернатор, и председатель правительства, может возникнуть дублирование функций. Паслер сейчас руководит предвыборным штабом, наверное, его энергия будет направлена на эту работу, а он должен хозяйственными вопросами заниматься, чтобы у людей было тепло в доме, чтобы дороги ремонтировали, чтобы людям комфортно жилось, независимо от партийной принадлежности. В целом для любого высокого руководителя должно быть важно общественное мнение, важно, чтобы он чувствовал ответственность, и для этого необходим жесткий антикоррупционный контроль.
– Сергей Михайлович, лидер свердловских единороссов Виктор Шептий считает, что все ваши хлопанья дверью – не более чем политический пиар.
– Подождите. Одно дело, когда это делается для привлечения внимания, без обоснования поступков, и совсем другое, когда на это есть причины. Если бы я просто вышел из фракции, тогда да – это пиар и прочее. Но я четко перечислил моменты, с которыми не согласен, и говорил о них последние несколько месяцев. Ко мне не прислушались, даже не захотели слушать. Вопросы, которые я поднимал, очень серьезные, они касаются жизнедеятельности нашего региона, экономии бюджетных средств, поддержки моногородов, сокращения чиновников, борьбы с коррупцией.
– Коллеги поддержали ваше решение или теперь вы в опальном стоп-листе?
– Лично у меня отношения с депутатами нормальные. Многие бы поддержали мои начинания, но есть такое понятие, как партийная дисциплина. К тому же, чтобы делать смелые заявления, надо проявить политическую смелость, а это чревато возникновением сложностей по партийной линии. Им это надо? Для большинства лучше отмолчаться: впереди выборы, многие, наверное, переживают за свое выдвижение.
– А вы не переживаете? Не боитесь?
– Я изначально в своей работе опирался на мнение населения, а не на партийные тренды. Буду честен: мне не важно – поддерживает меня партия или нет, важно другое – поддержка общества, избирателей. Результаты голосования будут зависеть от моей работы для жителей. То, как ко мне относится областное руководство партии, наверное, второстепенно.
– Есть мнение, что причиной разногласий послужило ваше желание поддержать кандидатуру супруги Марии на выборах в Заксобрание. Многим это не понравилось, мол, семейственность в политике порождает недоверие.
– Я ни от кого не скрываю, что моя жена, депутат думы Серовского городского округа, готова работать и представлять интересы жителей в региональном парламенте. Что в этом плохого? Супруга мне помогает, она знает территорию и сможет больше помочь жителям, став депутатом Заксобрания, она будет добиваться выделения средств на социальные программы. Это совершенно нормальное явление. И я, в случае избрания в федеральный парламент, тоже буду добиваться увеличения финансирования и улучшения социально-экономической ситуации на севере Свердловской области. Супруга в свою очередь продолжит мою работу на региональном уровне, тем более она имеет опыт работы и городским депутатом, и помощником областного. Имея юридическое образование, ведет прием жителей и выступает как правозащитник.
– Как сейчас можете оценить ситуацию в северных территориях?
– Сейчас весьма остро стоит вопрос с расходованием средств на грандиозные и распиаренные проекты «Титановая долина» и Богословский индустриальный парк. Правительство нам презентует красивую картинку, туда вкачивают десятки и сотни миллионов рублей, но у жителей это вызывает только возмущение и недовольство, потому что они не видят конечного результата. Народ интересуется, куда потратили деньги, потому что им обещали новые производства и создание рабочих мест, но в серьезных объемах нет ни того, ни другого. Если ситуация не изменится, то люди, прежде всего молодежь, продолжат уезжать из наших северных территорий. Мы получим «умирающие» муниципалитеты, а этого допустить нельзя.
– Ваша попытка проконтролировать расход средств, насколько известно, также послужила одной из причин для конфликта с фракцией.
– И не только. Осенью 2015 года, когда экономическая ситуация стала усугубляться, я стал поднимать вопросы об упразднении чиновничьих структур, которые тяжело содержать бюджету, – речь идет об управленческих округах и передаче полномочий председателя правительства губернатору для сокращения расходов на аппарат и повышения эффективности.
– Речь идет в том числе и об упразднении должности главы Северного управленческого округа?
– Да, Владимир Овчинников вообще находился под следствием и признал свою вину в уголовном преступлении, но амнистирован по случаю 70-летия Победы. Более того, он на всех официальных мероприятиях произносит речи «от имени (или) по поручению губернатора Свердловской области», что вызывает неоднозначную реакцию и мнение о высшем руководстве региона.
– Вы говорите об упразднении ряда структур, а что в итоге? Какие суммы удастся сохранить бюджету?
– По управленческим округам это десятки миллионов, а если упразднить должность председателя правительства с соответствующими чиновниками, то и более. И деньги эти будут не лишними. Меня возмутила ситуация на согласительной комиссии по бюджету, когда в присутствии мэров и депутатов городам выделялись суммы на неотложные нужды – на ремонт дорог, а также детских садов и школ. Проходит месяц, и средства на эти мероприятия «обрезают» практически на 50 процентов. Скажите, как можно отремонтировать крышу на 50 процентов? Это несерьезно, это неправильная практика. Ликвидация управленческих округов и перераспределение освободившихся средств в территории могли бы решить значительную часть проблем. Вообще я считаю, что на все неэффективно расходуемые бюджетные средства должны обратить внимание правоохранительные и контрольные органы, и я уверен, они этим займутся.
– Вам и лично пришлось столкнуться с работой силовиков, когда у вас сняли поздравительные баннеры. Чем закончилась эта история?
– Мне пришли документы из прокуратуры и Следственного комитета, проверку поручено проводить сотрудникам областного полицейского главка, свидетели уже опрашиваются. При желании можно найти «воришек», необходимо провести пеленгацию разговоров и выяснить, кто кому давал указания, ведь заинтересованных лиц не так много.
– Стоит признать, что проблемы с «нечистоплотностью» руководителей есть не только в Северном округе, они повсеместны.
– Действительно, есть и другие территории. СМИ широко освещают ситуации в мерзнущих поселках и городах. Чиновники не выполняют решения судов и представления прокуратуры. Как можно требовать исполнения законов от граждан, когда чиновники сами не безгрешны в этом плане и открыто не исполняют судебные акты? Люди, нарушающие закон, не должны занимать высокие должности, они ставят под удар репутацию власти в целом.
– Буквально месяц назад в Серове суд вынес решение по делу о незаконной передаче земельных участков – вот, пожалуй, еще один удачный пример.
– Все верно, суд огласил приговор по уголовному делу в отношении бывшей председательницы комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Серова Татьяны Анисимовой. Согласно данным из открытых источников, преступление было связано с передачей в собственность третьих лиц земли, которая предоставлялась инвалидам. Суд вынес наказание в виде лишения свободы условно.
– Иногда это выходит боком и самим руководителям муниципалитетов. Сити-менеджера Серова Евгения Преина оштрафовали на 100 тысяч рублей за неисполнение решений судов по переселению из ветхого и аварийного жилья.
– Да, там ситуация очень серьезная. Моя супруга Мария, как депутат городской думы, неоднократно указывала на думских комиссиях главе администрации, что судебные решения надо исполнять. Я в этом деле буду разбираться и принимать меры. Это очень серьезные вопросы, и такие дела находятся на особом контроле прокуратуры, и могут приводить к уголовным делам, как это было в Верхотурье.
– Каково ваше отношение к двуглавой системе управления муниципалитетом? Как вы считаете, она эффективна?
– В двуглавой системе практически нет плюсов, главы могут «строить интрижки», у каждого из них свои помощники, секретари и т. д. В итоге в очередной раз раздутый чиновничий аппарат. Вы посмотрите – у нас и на областном уровне нечто похожее на двуглавую систему: есть и губернатор, и председатель правительства, может возникнуть дублирование функций. Паслер сейчас руководит предвыборным штабом, наверное, его энергия будет направлена на эту работу, а он должен хозяйственными вопросами заниматься, чтобы у людей было тепло в доме, чтобы дороги ремонтировали, чтобы людям комфортно жилось, независимо от партийной принадлежности. В целом для любого высокого руководителя должно быть важно общественное мнение, важно, чтобы он чувствовал ответственность, и для этого необходим жесткий антикоррупционный контроль.
Иван Морозов © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Свердловской области выявили 45 пьяных водителей за сутки
Воскресенье, 24 ноября, 13.19
В этом году екатеринбуржцы готовы потратить 18 тысяч рублей на новогодние подарки
Воскресенье, 24 ноября, 12.58
В Свердловской области ожидается пик потепления
Воскресенье, 24 ноября, 12.21