Докапитализация банков может не коснуться уральского бизнеса
Свердловские финансисты хотят изменить условия программы правительства
21.01.2015
Несколько недель назад стало известно, что государство намерено выделить банкам один триллион рублей. Деньги по программе докапитализации получат не все и не безвозмездно. Из-за серьезных ограничений в список получателей войдут только 30 крупнейших банков, среди которых почти нет региональных. Уральские банкиры считают, что закон не учитывает интересы малого и среднего бизнеса. Ассоциация региональных банков и Уральский банковский союз намерены изменить условия участия в программе. Свердловские специалисты в банковской сфере говорят и о других подводных камнях докапитализации.
О программе докапитализации банков страны на сумму в 1 трлн рублей было объявлено в конце первой рабочей недели 2015 года. Предполагается, что докапитализация пройдет за счет инвестирования в капиталы кредитных организаций облигаций федерального займа. Саму программу приняли еще в конце декабря прошлого года, ее цель – поддержать банки в кризис и позволить им хотя бы сохранить на прежнем уровне объемы выдаваемых стране кредитов. Механизм докапитализации такой: правительство сделает имущественный взнос в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), выпустив специальные облигации федерального займа, которыми АСВ оплатит субординированные долги банков.
Поддержка банков в непростой для страны период – инициатива полезная и понятная. Однако, по всей видимости, получат ее только самые крупные игроки на рынке. Такой вывод можно сделать из условий, определенных АСВ. Условия довольно жесткие: банк должен иметь капитал не менее 25 млрд рублей, также от него требуется наращивать кредитование приоритетных областей экономики как минимум на 12 % ежегодно в течение трех лет после докапитализации. При этом банки не ограничивают по форме собственности: как пояснил 15 января российский премьер Дмитрий Медведев, это могут быть и банки с государственным участием, и полностью частные структуры. Однако банки должны будут ограничить рост зарплат сотрудников, премиальные членам правления, дивиденды акционерам. Банки должны будут работать с вкладами физических лиц.
Специалисты сразу обратили внимание на самое главное условие – наличие капитала не менее 25 млрд рублей. Согласно информации того же Центробанка России, изо всех банков страны таковым обладают чуть более 30, причем в шорт-лист не входят многие крупные региональные банки. Само ограничение вызвало вопросы у руководителей средних региональных банков. По мнению президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, требования практически исключают участие региональных игроков в программе. Это, отмечает он, в свою очередь отразится и на другой приоритетной программе правительства страны – поддержке малого и среднего бизнеса, кредитующегося именно у региональных банков.
С АРБР согласны и в Уральском банковском союзе. По словам заместителя председателя союза Евгения Болотина, главное ограничение программы – капитал. По его словам, из-за этого ограничения едва ли не все региональные банки теряют возможность участия в программе.
– Мы поддерживаем требования Ассоциации региональных банков в том, что докапитализировать нужно не только крупные, но и средние банки. Говоря о малом и среднем бизнесе, наши руководители почему-то забывают, что малые и средние банки – это как раз тот малый и средний бизнес, они добросовестно платят в бюджеты, создают высокооплачиваемые рабочие места, – говорит эксперт. – Понятно, что в докапитализации прежде всего нуждаются крупные банки. Малые и средние банки больше устойчивы в кризис, чем крупные, потому что им просто не на кого надеяться, кроме самих себя. Это здорово стимулирует оценку риска. В этом смысле мы понимаем, почему правительство в основном беспокоят крупные банки. Но, исходя из тех решений, что малый бизнес нужно поддерживать, мы считаем, что для региональных банков должна быть отдельная программа по докапитализации.
По мнению Евгения Болотина, в случае с региональными банками потребовалось бы гораздо меньше финансовых вложений, речь идет не о триллионах рублей.
– Мы понимаем, что сама докапитализация в случае региональных банков играет больше психологическую роль, нежели реальных денежных вложений. Государство как бы показывает предпринимателям, что банк достоин этой помощи, это, как мне кажется, повышает рейтинг банков в глазах предпринимателей. Я не хотел бы, чтобы в СМИ говорили о том, что все плохо и что мы экстренно заливаем пожар такими деньгами. Нужно понимать, что в региональных банках ситуация стабильная, но участие в программе позволит наращивать им портфель в реальном секторе экономике, – говорит собеседник.
По его мнению, необходимо изменить условия участия для региональных банков: например, требовать от них кредитования не приоритетных секторов экономики, а малого и среднего бизнеса.
С АРБР и УБС согласны и руководители крупнейших региональных банков Урала. Veved.ru поговорил с некоторыми из них.
– Такой критерий, как размер капитала банка более 25 млрд рублей, может поставить под угрозу реализацию важной цели экономической программы правительства страны – поддержку малого и среднего бизнеса и реального сектора экономики, – уверен председатель правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин. – При сохранении текущего условия по размеру капитала банка дополнительный капитал, а значит и возможность, и обязанность кредитовать реальный малый и средний бизнес (МСБ), получат лишь около 30 банков в стране. При этом в рейтинг топ-30 банков, больше всего кредитующих предприятия МСБ, входят только 8 банков, имеющих капитал выше 25 млрд руб. Данная ситуация, на наш взгляд, объясняется в первую очередь тем, что небольшие региональные банки (с капиталом менее 25 млрд руб.) более гибко подходят к кредитованию субъектов МСБ, быстрее внедряют востребованные продукты, умеют управлять рисками за счет более детального знания своего клиента.
По мнению банкира, в ситуации спада экономики важно увеличить доступность денежных средств.
– Все банки Свердловской области имеют капитал менее 25 млрд рублей и не могут рассчитывать на получение дополнительного капитала, а ведь от стабильности их работы во многом зависит спокойствие вкладчиков и бесперебойная работа предприятий МСБ Уральского региона. Так, например, в ВУЗ-банке обслуживаются более 26 тысяч клиентов МСБ, в том числе в Свердловской области более 10 тысяч, – говорит председатель правления ВУЗ-банка. – На фоне удорожания привлекаемых финансовых ресурсов с рынка, не получив своевременной поддержки от Правительства РФ и АСВ, региональные банки будут вынуждены сократить объемы кредитования и выдачи гарантий. В результате экономика региона недополучит денежных средств на стабилизацию и развитие малого и среднего бизнеса в условиях обостряющейся экономической ситуации, когда стоит увеличивать доступность денежных средств.
По его мнению, выходом станет возможность установления для региональных банков отдельного критерия для участия в программе докапитализации. Андрей Золотухин считает, что таким критерием может стать требование к размеру совокупных активов банка, который может составлять, по его словам, 10 млрд руб.
Специалисты банка «Кольцо Урала» отметили, что, помимо ограничений для участия в докапитализации, есть и другие подводные камни. К примеру, по их мнению, серьезный недостаток предложенной схемы – форма облигаций федерального займа.
– Целевым получателем данных средств является некий усредненный крупный банк, остановивший кредитование в результате выросшей просрочки и сократившегося вследствие этого капитала. Вполне вероятно, что упомянутый триллион рублей пойдет в большей степени на восстановление потерь со стороны банков. И, по моему мнению, эти деньги нужны как раз для поддержки капиталов основных игроков, чтобы исключить нарушение нормативов с их стороны, – считает заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала» Константин Богатырев. – Если говорить о региональных банках, то политика их поддержки может выглядеть следующим образом: если санация некоего банка, с точки зрения ЦБ и АСВ, выгоднее, чем отзыв лицензии, то ему будет оказана помощь, если нет – поддержки он не получит. Таким образом, помощь должна оказываться избирательно.
По словам начальника планово-аналитического управления банка «Кольцо Урала» Игоря Задорина, обратиться в АСВ за выделенными средствами смогут не более 30 организаций, в основном это банки с государственным участием и наиболее крупные коммерческие финансовые организации.
– В целом же, реальные ориентиры на поддержку банковской системы в принятом законе отсутствуют. И даже немногие кредитные организации, соответствующие озвученным условиям, вполне могут отказаться от участия в программе, поскольку у предложенной схемы есть серьезный недостаток – средства выделяются в форме ОФЗ (облигаций федерального займа). Чтобы получить «живые» деньги, банкам необходимо будет заложить их в ЦБ для получения у него рублевых кредитов. Таким образом, к стоимости обслуживания субординированного займа добавится стоимость заимствования у ЦБ, – говорит специалист.
Некоторые уральские банкиры, впрочем, отмечают, что могут справиться и без помощи государства. К примеру, по словам начальника управления активами и пассивами Уральского банка реконструкции и развития Дмитрия Завьялова, их банк в докапитализации в настоящее время не нуждается.
– Банки, соответствующие опубликованным требованиям по размеру капитала, уже являются крупнейшими банками страны и входят в топ-50 рейтинга по этому показателю. УБРиР входит в число пятидесяти крупнейших российских банков по показателю собственного капитала и в текущий момент не нуждается в докапитализации за счет государства. В 2014 году собственный капитал банка вырос на 42,4 % – с 17,4 млрд руб. до 24,8 млрд руб. (по данным на 1 января 2015 года). Также отмечу, что деньги не будут отданы банкам безвозмездно: средства в капитал будут направлены путем передачи облигаций федерального займа, – отметил банкир.
Завьялов отмечает, что, если государство изменит критерии программы, это повлияет и на экономику страны. По его словам, влияние может быть опосредованным, то есть у нуждающихся банков появится возможность кредитования предприятий, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики региона.
Отметим, Ассоциация региональных банков России намерена обратиться в правительство страны с предложением изменить условия участия в программе региональных банков.
О программе докапитализации банков страны на сумму в 1 трлн рублей было объявлено в конце первой рабочей недели 2015 года. Предполагается, что докапитализация пройдет за счет инвестирования в капиталы кредитных организаций облигаций федерального займа. Саму программу приняли еще в конце декабря прошлого года, ее цель – поддержать банки в кризис и позволить им хотя бы сохранить на прежнем уровне объемы выдаваемых стране кредитов. Механизм докапитализации такой: правительство сделает имущественный взнос в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), выпустив специальные облигации федерального займа, которыми АСВ оплатит субординированные долги банков.
Поддержка банков в непростой для страны период – инициатива полезная и понятная. Однако, по всей видимости, получат ее только самые крупные игроки на рынке. Такой вывод можно сделать из условий, определенных АСВ. Условия довольно жесткие: банк должен иметь капитал не менее 25 млрд рублей, также от него требуется наращивать кредитование приоритетных областей экономики как минимум на 12 % ежегодно в течение трех лет после докапитализации. При этом банки не ограничивают по форме собственности: как пояснил 15 января российский премьер Дмитрий Медведев, это могут быть и банки с государственным участием, и полностью частные структуры. Однако банки должны будут ограничить рост зарплат сотрудников, премиальные членам правления, дивиденды акционерам. Банки должны будут работать с вкладами физических лиц.
Специалисты сразу обратили внимание на самое главное условие – наличие капитала не менее 25 млрд рублей. Согласно информации того же Центробанка России, изо всех банков страны таковым обладают чуть более 30, причем в шорт-лист не входят многие крупные региональные банки. Само ограничение вызвало вопросы у руководителей средних региональных банков. По мнению президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, требования практически исключают участие региональных игроков в программе. Это, отмечает он, в свою очередь отразится и на другой приоритетной программе правительства страны – поддержке малого и среднего бизнеса, кредитующегося именно у региональных банков.
С АРБР согласны и в Уральском банковском союзе. По словам заместителя председателя союза Евгения Болотина, главное ограничение программы – капитал. По его словам, из-за этого ограничения едва ли не все региональные банки теряют возможность участия в программе.
– Мы поддерживаем требования Ассоциации региональных банков в том, что докапитализировать нужно не только крупные, но и средние банки. Говоря о малом и среднем бизнесе, наши руководители почему-то забывают, что малые и средние банки – это как раз тот малый и средний бизнес, они добросовестно платят в бюджеты, создают высокооплачиваемые рабочие места, – говорит эксперт. – Понятно, что в докапитализации прежде всего нуждаются крупные банки. Малые и средние банки больше устойчивы в кризис, чем крупные, потому что им просто не на кого надеяться, кроме самих себя. Это здорово стимулирует оценку риска. В этом смысле мы понимаем, почему правительство в основном беспокоят крупные банки. Но, исходя из тех решений, что малый бизнес нужно поддерживать, мы считаем, что для региональных банков должна быть отдельная программа по докапитализации.
По мнению Евгения Болотина, в случае с региональными банками потребовалось бы гораздо меньше финансовых вложений, речь идет не о триллионах рублей.
– Мы понимаем, что сама докапитализация в случае региональных банков играет больше психологическую роль, нежели реальных денежных вложений. Государство как бы показывает предпринимателям, что банк достоин этой помощи, это, как мне кажется, повышает рейтинг банков в глазах предпринимателей. Я не хотел бы, чтобы в СМИ говорили о том, что все плохо и что мы экстренно заливаем пожар такими деньгами. Нужно понимать, что в региональных банках ситуация стабильная, но участие в программе позволит наращивать им портфель в реальном секторе экономике, – говорит собеседник.
По его мнению, необходимо изменить условия участия для региональных банков: например, требовать от них кредитования не приоритетных секторов экономики, а малого и среднего бизнеса.
С АРБР и УБС согласны и руководители крупнейших региональных банков Урала. Veved.ru поговорил с некоторыми из них.
– Такой критерий, как размер капитала банка более 25 млрд рублей, может поставить под угрозу реализацию важной цели экономической программы правительства страны – поддержку малого и среднего бизнеса и реального сектора экономики, – уверен председатель правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин. – При сохранении текущего условия по размеру капитала банка дополнительный капитал, а значит и возможность, и обязанность кредитовать реальный малый и средний бизнес (МСБ), получат лишь около 30 банков в стране. При этом в рейтинг топ-30 банков, больше всего кредитующих предприятия МСБ, входят только 8 банков, имеющих капитал выше 25 млрд руб. Данная ситуация, на наш взгляд, объясняется в первую очередь тем, что небольшие региональные банки (с капиталом менее 25 млрд руб.) более гибко подходят к кредитованию субъектов МСБ, быстрее внедряют востребованные продукты, умеют управлять рисками за счет более детального знания своего клиента.
По мнению банкира, в ситуации спада экономики важно увеличить доступность денежных средств.
– Все банки Свердловской области имеют капитал менее 25 млрд рублей и не могут рассчитывать на получение дополнительного капитала, а ведь от стабильности их работы во многом зависит спокойствие вкладчиков и бесперебойная работа предприятий МСБ Уральского региона. Так, например, в ВУЗ-банке обслуживаются более 26 тысяч клиентов МСБ, в том числе в Свердловской области более 10 тысяч, – говорит председатель правления ВУЗ-банка. – На фоне удорожания привлекаемых финансовых ресурсов с рынка, не получив своевременной поддержки от Правительства РФ и АСВ, региональные банки будут вынуждены сократить объемы кредитования и выдачи гарантий. В результате экономика региона недополучит денежных средств на стабилизацию и развитие малого и среднего бизнеса в условиях обостряющейся экономической ситуации, когда стоит увеличивать доступность денежных средств.
По его мнению, выходом станет возможность установления для региональных банков отдельного критерия для участия в программе докапитализации. Андрей Золотухин считает, что таким критерием может стать требование к размеру совокупных активов банка, который может составлять, по его словам, 10 млрд руб.
Специалисты банка «Кольцо Урала» отметили, что, помимо ограничений для участия в докапитализации, есть и другие подводные камни. К примеру, по их мнению, серьезный недостаток предложенной схемы – форма облигаций федерального займа.
– Целевым получателем данных средств является некий усредненный крупный банк, остановивший кредитование в результате выросшей просрочки и сократившегося вследствие этого капитала. Вполне вероятно, что упомянутый триллион рублей пойдет в большей степени на восстановление потерь со стороны банков. И, по моему мнению, эти деньги нужны как раз для поддержки капиталов основных игроков, чтобы исключить нарушение нормативов с их стороны, – считает заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала» Константин Богатырев. – Если говорить о региональных банках, то политика их поддержки может выглядеть следующим образом: если санация некоего банка, с точки зрения ЦБ и АСВ, выгоднее, чем отзыв лицензии, то ему будет оказана помощь, если нет – поддержки он не получит. Таким образом, помощь должна оказываться избирательно.
По словам начальника планово-аналитического управления банка «Кольцо Урала» Игоря Задорина, обратиться в АСВ за выделенными средствами смогут не более 30 организаций, в основном это банки с государственным участием и наиболее крупные коммерческие финансовые организации.
– В целом же, реальные ориентиры на поддержку банковской системы в принятом законе отсутствуют. И даже немногие кредитные организации, соответствующие озвученным условиям, вполне могут отказаться от участия в программе, поскольку у предложенной схемы есть серьезный недостаток – средства выделяются в форме ОФЗ (облигаций федерального займа). Чтобы получить «живые» деньги, банкам необходимо будет заложить их в ЦБ для получения у него рублевых кредитов. Таким образом, к стоимости обслуживания субординированного займа добавится стоимость заимствования у ЦБ, – говорит специалист.
Некоторые уральские банкиры, впрочем, отмечают, что могут справиться и без помощи государства. К примеру, по словам начальника управления активами и пассивами Уральского банка реконструкции и развития Дмитрия Завьялова, их банк в докапитализации в настоящее время не нуждается.
– Банки, соответствующие опубликованным требованиям по размеру капитала, уже являются крупнейшими банками страны и входят в топ-50 рейтинга по этому показателю. УБРиР входит в число пятидесяти крупнейших российских банков по показателю собственного капитала и в текущий момент не нуждается в докапитализации за счет государства. В 2014 году собственный капитал банка вырос на 42,4 % – с 17,4 млрд руб. до 24,8 млрд руб. (по данным на 1 января 2015 года). Также отмечу, что деньги не будут отданы банкам безвозмездно: средства в капитал будут направлены путем передачи облигаций федерального займа, – отметил банкир.
Завьялов отмечает, что, если государство изменит критерии программы, это повлияет и на экономику страны. По его словам, влияние может быть опосредованным, то есть у нуждающихся банков появится возможность кредитования предприятий, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики региона.
Отметим, Ассоциация региональных банков России намерена обратиться в правительство страны с предложением изменить условия участия в программе региональных банков.
Иван Шумков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07