Исполнение указа президента об увеличении «газового» автопарка наткнулось на реалии Зауралья
«Нужна только определенная воля и сотрудничество», – уверены промышленники
04.12.2013
Зауральскую землю 3 декабря в очередной раз посетил полномочный представитель президента РФ в УрФО Игорь Холманских. В рамках рабочего визита полпред побывал на Курганском автобусном заводе «Группы ГАЗ», где провел совещание с губернатором региона и промышленниками. Главной темой обсуждения стало исполнение указа президента об обновлении автопарка автобусами, работающими на газе. В Зауралье вопрос встал ребром: в областном центре нет ни одного муниципального автопарка – лишь частники, которых еще надо убедить в экономической выгоде переоборудования машин. Однако главная проблема, с которой пришлось столкнуться, это практически отсутствие газовых заправок.
Приехавшего с официальным визитом в Курганскую область полпреда провели по цехам Курганского автобусного завода, где продемонстрировали процесс производства автобусов, начиная от заготовок и заканчивая установкой двигателей. Отметим, что после вступления в состав компании «Группы ГАЗ» предприятие полностью технически перевооружилось. Сейчас завод специализируется на производстве автобусов средней вместимости длиной от 8 до 10 метров. Руководство завода похвастало новинкой – недавно предприятие выпустило автобус модели КАВЗ-4238 CNG, работающий на метане, который успешно прошел сертификационные испытания.
Данная модель предназначена для пригородных и междугородних маршрутов. Машина комплектуется газовым двигателем Cummins экологического стандарта «Евро-5» и механической коробкой передач ZF. Газовое топливо позволяет обеспечить запас хода машины до 530 км. При высоких экологических характеристиках автобус имеет неплохие экономические показатели – снижение расходов при эксплуатации за счет низкой стоимости газового топлива. Так, на 100 километров уходит примерно 33 кубометра газа, в то время как на этом же расстоянии дорогого дизельного топлива потребуется 28 литров. Экономия очевидна. «В городе, конечно, расход топлива будет другой, экономии меньше», – пояснил экскурсовод.
Губернатор Зауралья Олег Богомолов назвал ООО «КАВЗ» «визитной карточкой» региона. Завод поставляет продукцию не только для российского, но и зарубежного рынка. Однако глава региона добавил ложку дегтя в бочку меда.
– Ситуация на заводе непростая, – начал Олег Богомолов. – Объем производства в этом году составляет 66 процентов, к концу года мы ожидаем 75 процентов. Нам необходимо добиться в России принятия нормативных актов, чтобы возраст эксплуатации пассажирских автобусов в стране не превышал 15-20 лет. Это важный фактор, который обеспечивает безопасность перевозок, это и неотъемлемая часть поддержки отечественного автопрома. Сегодня мы ездим порой на такой рухляди, что представить себе сложно.
После осмотра производственных цехов и автобусов высокопоставленные гости и руководство ООО «УК «Группа ГАЗ», ООО «КАВЗ» и ООО «Русские машины» провели совещание, на котором обсудили проблемы использования транспорта, работающего на газомоторном топливе.
Главной задачей встречи стала разработка комплекса мер, направленных на увеличение к 2020 году уровня использования транспорта на газомоторном топливе и его производство согласно «майскому указу» президента. Эти меры должны привести к обновлению коммунальной техники и общественного транспорта в регионах. При этом до 30 процентов автобусов в Кургане должны работать на газе, отметил полпред.
Кроме того, губернатор Зауралья выступил с предложением о разработке государственной программы субсидирования для закупки данной техники. Инициативу Олега Богомолова полпред поддержал, пояснив, что такой транспорт поможет «снизить отрицательное воздействие на экологию, что особенно актуально для Уральского округа». Соответствующее обращение направили в министерство промышленности и торговли.
– На стимулирование рынка газового топлива потребуются существенные бюджетные вливания средств, которые понадобятся для строительства большого количества заправок, переоборудования имеющегося парка. Предлагаю инициировать выделение субсидий для приобретения и поддержки производителей при вашем участии, – обратился Олег Богомолов к полпреду. – Без «тяжеловеса» нам этот вопрос не решить. Необходимо определить дотации из федерального бюджета предприятиям, которые выпускают автобусы, поддержать финансово, без этого выстраивать планы очень сложно.
Директор дивизиона «Автобусы» ООО «УК «Группа ГАЗ» Николай Одинцов пояснил, что сначала нужно найти решение по созданию инфраструктуры для обслуживания техники, а после необходимо ввести программы по субсидированию, но не однолетние, а трехлетние.
– Тогда легче планировать не только производство, но и поставки в регионы, – пояснил Николай Одинцов. – Хотелось бы, чтобы были учтены субсидии, тогда это будет серьезным стимулом для обновления.
Исполнительный директор по развитию проекта CNG холдинга «Русские машины» Петр Золотарев, так же как и его коллега, назвал самой острейшей проблемой вопрос предоставления субсидий. В прошлом и в этом году работала программа Минтранса, которая помогала транспортным предприятиям и регионам приобретать технику.
– Сегодня у нас определенности нет. Нам говорят, что будет программа, и она правильно построена, но построена на экономику транспортного предприятия. А мы не являемся просто получателями средств, мы продаем технику и конкурируем с другими производителями. Мы должны сейчас перейти на контракт жизненного цикла. С чем мы столкнулись? Не всегда техника правильно эксплуатируется, часто применяются контрафактные масла и запчасти.
Губернатор Олег Богомолов спустил промышленников на землю. В областном центре Зауралья нет муниципальных автобусных парков. И несмотря на всю привлекательность и выгодность переоборудования и замены автопарка, для частника это может оказаться не по зубам. Он пояснил, что для бизнеса надо сначала создать благоприятные условия, чтобы стремление к обновлению парка было законодательно утверждено и чтобы субсидии приходили перевозчикам наряду с производителями, тогда это позволит привлечь инвесторов.
– Мы акцент делаем на взаимодействие с муниципальными автопарками, но сегодня в Кургане нет муниципальных автобусных парков, только троллейбусный, – сетовал Олег Богомолов. – У нас все перевозки частные. Стоимость переоборудования одной машины составляет 60 тысяч рублей. Для многих это накладно и затратно. И когда мы говорим о субсидировании, мы должны сделать так, чтобы и частник заинтересовался, чтобы ему это было экономически выгодно. Если мы это условия не создадим, то они как ездили на 20-летних автобусах, так и будут на них свои рубли собирать.
Переоборудование и обновление парка поможет сократить издержки в два-три раза, посчитали специалисты. Потенциал от внедрения нового автопарка впечатляет. Так, в Нижнем Новгороде в городском цикле эксплуатации большой автобус дает экономию топлива на 450 тысяч рублей, а автобус малого класса для муниципальных перевозок – 270 тысяч рублей. Кроме того, сроки эксплуатации данного транспорта больше.
Но экологически безопасные автобусы, которые еще и выгодны экономически, как уверяют производители, почему-то не пользуются популярностью на Урале. По словам Игоря Холманских, в 2012 году из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 2,5 миллиардов рублей на закупку автобусов, работающих на газе. Из них УрФО достались 237,5 миллионов рублей на приобретение 95 автобусов.
– Заявки подали Свердловская и Челябинская области на 17 автобусов, – уточнил полпред. – Основная причина низкого спроса – неразвитость инфраструктуры газозаправочных станций.
Таким образом, выполняя указания президента по увеличению автопарка, работающего на газе, власти оказались в тупике. Кроме субсидирования, одна из главных проблем, которая сейчас стоит перед субъектами, в том числе и Зауральем, – тотальная нехватка газозаправочных станций. В Курганской области построены всего три АГЗС, которые расположены в двух крупных городах региона. На трассах газовых заправок и вовсе нет. «Это задача руководства области, но мы можем только инициировать. Это проблема, прежде всего, «Газпрома», – отметил губернатор.
Исполнительный директор по развитию проекта CNG холдинга «Русские машины» Петр Золотарев высказал мнение, что создание системы заправок и сервиса для данного транспорта должно быть урегулировано нормативной базой. Но в отличие от властей он считает, что проблему можно благополучно решить.
– Сегодня нет проблемы «курицы и яйца», – прокомментировал ситуацию Петр Золотарев. – Для нас этот вопрос абсолютно решен. Мировая практика показывает, что сначала надо делать заправки, а потом поставлять транспорт, или – синхронное развитие. Мы готовы производить технику в любом количестве и сервисное обслуживание.
Компания подписала дистрибьюторское соглашение и сейчас создает сервисную инфраструктуру для решения проблем с заправками, чтобы синхронно поставлять автобусы в регионы и обеспечивать АГЗС.
– Мы считаем, что можно расположить заправки прямо в автопарке, – посоветовал Петр Золотарев. – Сегодня инженерных и технических преград для этого нет, нужна только определенная воля и сотрудничество. И в первую очередь необходимо движение со стороны наших газовых предприятий, которые смогут синхронно обеспечить топливом.
В конце совещания полпред Игорь Холманских отметил абсурдность сегодняшнего положения, в котором оказались многие регионы страны.
– Россия является одним из лидеров по добыче газа, но по использованию транспорта на газомоторном топливе мы находимся на 20-м месте в мире, – заключил Холманских. – Эту ситуацию надо исправлять, тем более есть указ президента к 2020 году увеличить количество экономически и экологически выгодного транспорта.
Полпред попросил участников совещания до конца недели направить ему свои предложения по данному вопросу, чтобы утвердить протокол совещания и начать работать над проблемой. Но прощаться он не стал: «И это не последняя встреча. Есть технология и воля, и мы совместными усилиями решим проблему».
Приехавшего с официальным визитом в Курганскую область полпреда провели по цехам Курганского автобусного завода, где продемонстрировали процесс производства автобусов, начиная от заготовок и заканчивая установкой двигателей. Отметим, что после вступления в состав компании «Группы ГАЗ» предприятие полностью технически перевооружилось. Сейчас завод специализируется на производстве автобусов средней вместимости длиной от 8 до 10 метров. Руководство завода похвастало новинкой – недавно предприятие выпустило автобус модели КАВЗ-4238 CNG, работающий на метане, который успешно прошел сертификационные испытания.
Данная модель предназначена для пригородных и междугородних маршрутов. Машина комплектуется газовым двигателем Cummins экологического стандарта «Евро-5» и механической коробкой передач ZF. Газовое топливо позволяет обеспечить запас хода машины до 530 км. При высоких экологических характеристиках автобус имеет неплохие экономические показатели – снижение расходов при эксплуатации за счет низкой стоимости газового топлива. Так, на 100 километров уходит примерно 33 кубометра газа, в то время как на этом же расстоянии дорогого дизельного топлива потребуется 28 литров. Экономия очевидна. «В городе, конечно, расход топлива будет другой, экономии меньше», – пояснил экскурсовод.
Губернатор Зауралья Олег Богомолов назвал ООО «КАВЗ» «визитной карточкой» региона. Завод поставляет продукцию не только для российского, но и зарубежного рынка. Однако глава региона добавил ложку дегтя в бочку меда.
– Ситуация на заводе непростая, – начал Олег Богомолов. – Объем производства в этом году составляет 66 процентов, к концу года мы ожидаем 75 процентов. Нам необходимо добиться в России принятия нормативных актов, чтобы возраст эксплуатации пассажирских автобусов в стране не превышал 15-20 лет. Это важный фактор, который обеспечивает безопасность перевозок, это и неотъемлемая часть поддержки отечественного автопрома. Сегодня мы ездим порой на такой рухляди, что представить себе сложно.
После осмотра производственных цехов и автобусов высокопоставленные гости и руководство ООО «УК «Группа ГАЗ», ООО «КАВЗ» и ООО «Русские машины» провели совещание, на котором обсудили проблемы использования транспорта, работающего на газомоторном топливе.
Главной задачей встречи стала разработка комплекса мер, направленных на увеличение к 2020 году уровня использования транспорта на газомоторном топливе и его производство согласно «майскому указу» президента. Эти меры должны привести к обновлению коммунальной техники и общественного транспорта в регионах. При этом до 30 процентов автобусов в Кургане должны работать на газе, отметил полпред.
Кроме того, губернатор Зауралья выступил с предложением о разработке государственной программы субсидирования для закупки данной техники. Инициативу Олега Богомолова полпред поддержал, пояснив, что такой транспорт поможет «снизить отрицательное воздействие на экологию, что особенно актуально для Уральского округа». Соответствующее обращение направили в министерство промышленности и торговли.
– На стимулирование рынка газового топлива потребуются существенные бюджетные вливания средств, которые понадобятся для строительства большого количества заправок, переоборудования имеющегося парка. Предлагаю инициировать выделение субсидий для приобретения и поддержки производителей при вашем участии, – обратился Олег Богомолов к полпреду. – Без «тяжеловеса» нам этот вопрос не решить. Необходимо определить дотации из федерального бюджета предприятиям, которые выпускают автобусы, поддержать финансово, без этого выстраивать планы очень сложно.
Директор дивизиона «Автобусы» ООО «УК «Группа ГАЗ» Николай Одинцов пояснил, что сначала нужно найти решение по созданию инфраструктуры для обслуживания техники, а после необходимо ввести программы по субсидированию, но не однолетние, а трехлетние.
– Тогда легче планировать не только производство, но и поставки в регионы, – пояснил Николай Одинцов. – Хотелось бы, чтобы были учтены субсидии, тогда это будет серьезным стимулом для обновления.
Исполнительный директор по развитию проекта CNG холдинга «Русские машины» Петр Золотарев, так же как и его коллега, назвал самой острейшей проблемой вопрос предоставления субсидий. В прошлом и в этом году работала программа Минтранса, которая помогала транспортным предприятиям и регионам приобретать технику.
– Сегодня у нас определенности нет. Нам говорят, что будет программа, и она правильно построена, но построена на экономику транспортного предприятия. А мы не являемся просто получателями средств, мы продаем технику и конкурируем с другими производителями. Мы должны сейчас перейти на контракт жизненного цикла. С чем мы столкнулись? Не всегда техника правильно эксплуатируется, часто применяются контрафактные масла и запчасти.
Губернатор Олег Богомолов спустил промышленников на землю. В областном центре Зауралья нет муниципальных автобусных парков. И несмотря на всю привлекательность и выгодность переоборудования и замены автопарка, для частника это может оказаться не по зубам. Он пояснил, что для бизнеса надо сначала создать благоприятные условия, чтобы стремление к обновлению парка было законодательно утверждено и чтобы субсидии приходили перевозчикам наряду с производителями, тогда это позволит привлечь инвесторов.
– Мы акцент делаем на взаимодействие с муниципальными автопарками, но сегодня в Кургане нет муниципальных автобусных парков, только троллейбусный, – сетовал Олег Богомолов. – У нас все перевозки частные. Стоимость переоборудования одной машины составляет 60 тысяч рублей. Для многих это накладно и затратно. И когда мы говорим о субсидировании, мы должны сделать так, чтобы и частник заинтересовался, чтобы ему это было экономически выгодно. Если мы это условия не создадим, то они как ездили на 20-летних автобусах, так и будут на них свои рубли собирать.
Переоборудование и обновление парка поможет сократить издержки в два-три раза, посчитали специалисты. Потенциал от внедрения нового автопарка впечатляет. Так, в Нижнем Новгороде в городском цикле эксплуатации большой автобус дает экономию топлива на 450 тысяч рублей, а автобус малого класса для муниципальных перевозок – 270 тысяч рублей. Кроме того, сроки эксплуатации данного транспорта больше.
Но экологически безопасные автобусы, которые еще и выгодны экономически, как уверяют производители, почему-то не пользуются популярностью на Урале. По словам Игоря Холманских, в 2012 году из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 2,5 миллиардов рублей на закупку автобусов, работающих на газе. Из них УрФО достались 237,5 миллионов рублей на приобретение 95 автобусов.
– Заявки подали Свердловская и Челябинская области на 17 автобусов, – уточнил полпред. – Основная причина низкого спроса – неразвитость инфраструктуры газозаправочных станций.
Таким образом, выполняя указания президента по увеличению автопарка, работающего на газе, власти оказались в тупике. Кроме субсидирования, одна из главных проблем, которая сейчас стоит перед субъектами, в том числе и Зауральем, – тотальная нехватка газозаправочных станций. В Курганской области построены всего три АГЗС, которые расположены в двух крупных городах региона. На трассах газовых заправок и вовсе нет. «Это задача руководства области, но мы можем только инициировать. Это проблема, прежде всего, «Газпрома», – отметил губернатор.
Исполнительный директор по развитию проекта CNG холдинга «Русские машины» Петр Золотарев высказал мнение, что создание системы заправок и сервиса для данного транспорта должно быть урегулировано нормативной базой. Но в отличие от властей он считает, что проблему можно благополучно решить.
– Сегодня нет проблемы «курицы и яйца», – прокомментировал ситуацию Петр Золотарев. – Для нас этот вопрос абсолютно решен. Мировая практика показывает, что сначала надо делать заправки, а потом поставлять транспорт, или – синхронное развитие. Мы готовы производить технику в любом количестве и сервисное обслуживание.
Компания подписала дистрибьюторское соглашение и сейчас создает сервисную инфраструктуру для решения проблем с заправками, чтобы синхронно поставлять автобусы в регионы и обеспечивать АГЗС.
– Мы считаем, что можно расположить заправки прямо в автопарке, – посоветовал Петр Золотарев. – Сегодня инженерных и технических преград для этого нет, нужна только определенная воля и сотрудничество. И в первую очередь необходимо движение со стороны наших газовых предприятий, которые смогут синхронно обеспечить топливом.
В конце совещания полпред Игорь Холманских отметил абсурдность сегодняшнего положения, в котором оказались многие регионы страны.
– Россия является одним из лидеров по добыче газа, но по использованию транспорта на газомоторном топливе мы находимся на 20-м месте в мире, – заключил Холманских. – Эту ситуацию надо исправлять, тем более есть указ президента к 2020 году увеличить количество экономически и экологически выгодного транспорта.
Полпред попросил участников совещания до конца недели направить ему свои предложения по данному вопросу, чтобы утвердить протокол совещания и начать работать над проблемой. Но прощаться он не стал: «И это не последняя встреча. Есть технология и воля, и мы совместными усилиями решим проблему».
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19