«Угон» самолета Ан-2. Причины и предпосылки беспорядков в свердловском небе
Почему областные леса не охраняют областные самолеты, а взлетные площадки похожи на дворовые автостоянки?
13.06.2012
Накануне Дня России в Свердловской области пропал самолет. Компания жителей Серова, в числе которых был и начальник местной ГИБДД, решила полетать на «кукурузнике», предназначенном для мониторинга пожаров на территории области. Около десяти часов вечера 11 июня 7-8 человек забрались в Ан-2 и, не получив разрешения, полетели в соседний поселок, возможно, в баню и на рыбалку. Исчезновение судна обнаружили 12 июня. После чего начались поиски пропавших. На фоне этого скандального случая «ВВ» решили выяснить, как осуществляются полеты защитников лесов в Свердловской области. Как эти полеты превращаются в круизы по баням и карповым озерам. Почему так слаб контроль над авиатехникой, и кто следит за порядком на районных аэродромах.
С аэродрома близ города Серова самолет Ан-2 взлетел 11 июня в 22:00. Компания около восьми человек, до этого отмечавшая какой-то праздник и выпивавшая, погрузилась в «кукурузник» и отправилась, по словам работников аэропорта, в поселок Кытлым, то ли в баню, то ли на рыбалку. Разрешение на вылет Ан-2 никто не давал.
В группе отправившихся в баню на самолете находился летчик компании ЗАО «Авиа Зов», которой и принадлежит самолет, Хатип Кашапов, который, видимо, и сел за штурвал. Помимо него в «кукурузнике», по данным полиции, могли находиться еще 7 человек.
– На данном самолете может находиться порядка восьми человек. Среди них может быть начальник Серовской ГИБДД капитан Дмитрий Ушаков и инспектор этого же подразделения лейтенант Максим Маевский. Остальные все местные жители, – сообщил руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых.
Кроме Ушакова и Маевского среди пассажиров, по предварительной информации, могут находиться: родной брат жены начальника Серовской ГИБДД 25-летний Иван Чикишев, двоюродный брат жены 25-летний Евгений Тренихин, а также бывший летчик, охранник посадочной площадки в Серове Юрий Соболев и Анатолий Сафронов.
Забеспокоились о пропавших людях 12 июня родственники – мобильные пассажиров и пилота самолета молчали. А пропажу воздушного судна обнаружили второй пилот и бортмеханик после их возвращения из кратковременной поездки в Серов. Возле аэродрома оказались припаркованы три автомобиля, принадлежащих пассажирам Ан-2.
В момент подготовки этого текста свердловские спасатели продолжали поисковые работы. В них задействованы 73 сотрудника полиции и спасателей МЧС, два самолета – Ан-26 из Перми и Ан-2 предприятия «Авиа Зов», а также три вертолета Ми-8. На самолете Ан-2 пытается найти пропавших директор авиакомпании «Авиа Зов» Олег Золин, который сам совершает облеты.
Пассажир пропавшего самолета Юрий Соболев. В центре, в черном шлеме
Семья Дмитрия Ушакова
Скандальный самолет достался от соседей из Кургана и Челябинска
Как выяснили «ВВ», пропавший «кукурузник» принадлежит компании ООО «Авиа Зов», базирующейся в Челябинске. У нее заключен договор с «Курганским авиационно-спортивным клубом ДОСААФ России». Курганцы выиграли аукцион на проведение авиалесопатрульных работ в лесном фонде на территории Свердловской области и в субподрядчики к себе зарядили «Авиа Зов».
Как ни странно, в курганском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ России только от журналиста «ВВ» узнали о пропавшем самолете. Там подтвердили информацию о заключенном договоре с Уральской базой авиационной охраны лесов на авиалесопатрульные работы в Свердловской области. Но пояснили, что они, хотя и выиграли тендер, не знают, что это был за самолет и кто им управлял. И за поведение летчика, который самовольно и без разрешения улетел, не отвечают.
В Уральской базе авиационной охраны лесов нам пояснили, что хоть по факту аукцион выиграло и курганское ДОСААФ, выполнение заказа может исполняться подрядной организацией – в данном случае «Авиа Зов».
Заместитель директора Уральской базы авиационной охраны лесов Виктор Селин заявил «ВВ», что возглавляемая им организация не контролирует каждое передвижение самолета на взлетно-посадочной площадке в Серове и других городах. Главное, чтобы подрядчик или субподрядчик вовремя выполнял необходимые полеты по мониторингу лесов, заявку на которые авиакомпании предоставляет база. По словам г-на Селина, до сих пор компания «Авиа Зов» требования охранников лесов исполняла аккуратно, нареканий не было.
В последние несколько дней после сильных дождей на территории Свердловской области был объявлен низкий класс пожарной опасности – «1». Поэтому у летчиков, по сути, наступили «выходные», и они могли летать, как им заблагорассудится. Главное, чтобы все это было согласовано с руководством авиакомпании, и это уже внутренние дела конкретного юрлица, прямого отношения к охране лесов не имеющие.
– Все вопросы, связанные с подготовкой техники безопасности полетов, – прерогатива компании. Конечно, работающие с нами самолеты мы до конца сезона никуда не отпускаем. Но когда с нашей стороны нет никаких заявок, компания имеет право совершать технические, коммерческие и прочие рейсы. И бюджетные деньги на это не тратятся, – подчеркнул Виктор Селин. – Хотя, конечно, экипажи, которые устраивают самовольные вылеты, подвергая опасности жизнь людей, нам не нужны.
Отметим, что Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура в ходе апрельской проверки ГБУ «Уральская база авиационной охраны лесов» выявила многочисленные нарушения действующего законодательства. Из закрепленных за «Уральской базой авиационной охраны лесов» 78 единиц новой пожарной техники лишь 40 машин были поставлены на регистрационный учет. Правда, пропавший 11 июня самолет, как говорят, на учете состоял.
Пассажир пропавшего самолета Иван Чикишев
Пассажир пропавшего самолета Евгений Тренихин
Может быть, передать охрану лесов свердловчанам?
Так уж получилось, что сегодня охраной свердловских лесов занимается курганский филиал ДОСААФ, выполняющий условия госконтракта с помощью арендованных самолетов. Которыми, как выяснилось 11 июня, практически бесконтрольно пользуется кто угодно, когда угодно и в каком угодно состоянии. Возможно, в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону.
Как сообщил «ВВ» заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Свердловской области Вячеслав Воронков, в следующем году свердловский филиал ДОСААФ вновь планирует принять участие в тендере на предоставление услуг авиационного контроля лесных пожаров. Возможно, при победе в конкурсе свердловчан порядка в небе над регионом будет больше. Потому что свердловское отделение ДОСААФ, как подчеркнул г-н Воронков, могло бы предоставить для охраны лесов самолеты из собственного парка. К частным компаниям вроде челябинской «Авиа Зов» в этом случае уже обращаться не придется.
Как сообщил «ВВ» адвокат Иван Кадочников, на основании происшествий, подобных тому, что произошло в Серове 11 июня, организация, заключавшая договор с юрлицом, предоставляющим услуги по охране лесов, может этот договор расторгнуть и объявить новый тендер. Такой организацией, судя по всему, является Уральская база авиационной охраны лесов. Решится ли заказчик на такие меры – большой вопрос. Ведь пожароопасный сезон в Свердловской области в самом разгаре.
По поводу перспектив разрыва договора и проведения нового тендера на выбор компании, предоставляющей самолеты, Виктор Селин ничего конкретного не сказал. Лишь подчеркнул, что охранники лесов являются только заказчиками проведения тендера. На волю свердловской госкомиссии, которая выбирает победителей, получающих деньги из бюджета, они никак повлиять не могут.
– Известно, что сегодня часто тендеры выигрывают «в темную» компании, у которых даже ничего своего нет. В результате кроме подрядчика появляются еще и субподрядчики, в данном случае – предоставляющие авиатехнику, – пояснил Виктор Селин, но еще раз подчеркнул, что к курганскому ДОСААФ и компании «Авиа Зов» у базы охраны претензий нет.
Аэродром, похожий на парковку тачек
Косвенно ситуации с «угоном» самолетов обусловлены существующей проблемой унылого и почти бесконтрольного существования бывших свердловских аэродромов (которые сегодня, по сути, представляют собой просто взлетно-посадочные площадки). Причина временного ослабления контроля над этими площадками связана с банкротством ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие». Ранее эта компания занималась и полетами, и обслуживанием аэропортов. По словам Виктора Селина, сегодня ситуация такова, что за взлетно-посадочными полосами в некоторых свердловских городах часто следит всего один сторож. Согласитесь, довольно странная ситуация, когда аэродром по качеству обслуживания можно сравнить с платной автопарковкой во дворе жилого дома.
Вероятно, для благополучного разрешения ситуации необходимо поскорее продать имущество компании-банкрота (это дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки в мае 2012 года) и определить ответственные лица, которые будут контролировать работу областных взлетно-посадочных полос. И тогда «угоны» самолетов, вероятно, станут просто невозможны.
С аэродрома близ города Серова самолет Ан-2 взлетел 11 июня в 22:00. Компания около восьми человек, до этого отмечавшая какой-то праздник и выпивавшая, погрузилась в «кукурузник» и отправилась, по словам работников аэропорта, в поселок Кытлым, то ли в баню, то ли на рыбалку. Разрешение на вылет Ан-2 никто не давал.
В группе отправившихся в баню на самолете находился летчик компании ЗАО «Авиа Зов», которой и принадлежит самолет, Хатип Кашапов, который, видимо, и сел за штурвал. Помимо него в «кукурузнике», по данным полиции, могли находиться еще 7 человек.
– На данном самолете может находиться порядка восьми человек. Среди них может быть начальник Серовской ГИБДД капитан Дмитрий Ушаков и инспектор этого же подразделения лейтенант Максим Маевский. Остальные все местные жители, – сообщил руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых.
Кроме Ушакова и Маевского среди пассажиров, по предварительной информации, могут находиться: родной брат жены начальника Серовской ГИБДД 25-летний Иван Чикишев, двоюродный брат жены 25-летний Евгений Тренихин, а также бывший летчик, охранник посадочной площадки в Серове Юрий Соболев и Анатолий Сафронов.
Забеспокоились о пропавших людях 12 июня родственники – мобильные пассажиров и пилота самолета молчали. А пропажу воздушного судна обнаружили второй пилот и бортмеханик после их возвращения из кратковременной поездки в Серов. Возле аэродрома оказались припаркованы три автомобиля, принадлежащих пассажирам Ан-2.
В момент подготовки этого текста свердловские спасатели продолжали поисковые работы. В них задействованы 73 сотрудника полиции и спасателей МЧС, два самолета – Ан-26 из Перми и Ан-2 предприятия «Авиа Зов», а также три вертолета Ми-8. На самолете Ан-2 пытается найти пропавших директор авиакомпании «Авиа Зов» Олег Золин, который сам совершает облеты.
Пассажир пропавшего самолета Юрий Соболев. В центре, в черном шлеме
Семья Дмитрия Ушакова
Скандальный самолет достался от соседей из Кургана и Челябинска
Как выяснили «ВВ», пропавший «кукурузник» принадлежит компании ООО «Авиа Зов», базирующейся в Челябинске. У нее заключен договор с «Курганским авиационно-спортивным клубом ДОСААФ России». Курганцы выиграли аукцион на проведение авиалесопатрульных работ в лесном фонде на территории Свердловской области и в субподрядчики к себе зарядили «Авиа Зов».
Как ни странно, в курганском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ России только от журналиста «ВВ» узнали о пропавшем самолете. Там подтвердили информацию о заключенном договоре с Уральской базой авиационной охраны лесов на авиалесопатрульные работы в Свердловской области. Но пояснили, что они, хотя и выиграли тендер, не знают, что это был за самолет и кто им управлял. И за поведение летчика, который самовольно и без разрешения улетел, не отвечают.
В Уральской базе авиационной охраны лесов нам пояснили, что хоть по факту аукцион выиграло и курганское ДОСААФ, выполнение заказа может исполняться подрядной организацией – в данном случае «Авиа Зов».
Заместитель директора Уральской базы авиационной охраны лесов Виктор Селин заявил «ВВ», что возглавляемая им организация не контролирует каждое передвижение самолета на взлетно-посадочной площадке в Серове и других городах. Главное, чтобы подрядчик или субподрядчик вовремя выполнял необходимые полеты по мониторингу лесов, заявку на которые авиакомпании предоставляет база. По словам г-на Селина, до сих пор компания «Авиа Зов» требования охранников лесов исполняла аккуратно, нареканий не было.
В последние несколько дней после сильных дождей на территории Свердловской области был объявлен низкий класс пожарной опасности – «1». Поэтому у летчиков, по сути, наступили «выходные», и они могли летать, как им заблагорассудится. Главное, чтобы все это было согласовано с руководством авиакомпании, и это уже внутренние дела конкретного юрлица, прямого отношения к охране лесов не имеющие.
– Все вопросы, связанные с подготовкой техники безопасности полетов, – прерогатива компании. Конечно, работающие с нами самолеты мы до конца сезона никуда не отпускаем. Но когда с нашей стороны нет никаких заявок, компания имеет право совершать технические, коммерческие и прочие рейсы. И бюджетные деньги на это не тратятся, – подчеркнул Виктор Селин. – Хотя, конечно, экипажи, которые устраивают самовольные вылеты, подвергая опасности жизнь людей, нам не нужны.
Отметим, что Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура в ходе апрельской проверки ГБУ «Уральская база авиационной охраны лесов» выявила многочисленные нарушения действующего законодательства. Из закрепленных за «Уральской базой авиационной охраны лесов» 78 единиц новой пожарной техники лишь 40 машин были поставлены на регистрационный учет. Правда, пропавший 11 июня самолет, как говорят, на учете состоял.
Пассажир пропавшего самолета Иван Чикишев
Пассажир пропавшего самолета Евгений Тренихин
Может быть, передать охрану лесов свердловчанам?
Так уж получилось, что сегодня охраной свердловских лесов занимается курганский филиал ДОСААФ, выполняющий условия госконтракта с помощью арендованных самолетов. Которыми, как выяснилось 11 июня, практически бесконтрольно пользуется кто угодно, когда угодно и в каком угодно состоянии. Возможно, в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону.
Как сообщил «ВВ» заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Свердловской области Вячеслав Воронков, в следующем году свердловский филиал ДОСААФ вновь планирует принять участие в тендере на предоставление услуг авиационного контроля лесных пожаров. Возможно, при победе в конкурсе свердловчан порядка в небе над регионом будет больше. Потому что свердловское отделение ДОСААФ, как подчеркнул г-н Воронков, могло бы предоставить для охраны лесов самолеты из собственного парка. К частным компаниям вроде челябинской «Авиа Зов» в этом случае уже обращаться не придется.
Как сообщил «ВВ» адвокат Иван Кадочников, на основании происшествий, подобных тому, что произошло в Серове 11 июня, организация, заключавшая договор с юрлицом, предоставляющим услуги по охране лесов, может этот договор расторгнуть и объявить новый тендер. Такой организацией, судя по всему, является Уральская база авиационной охраны лесов. Решится ли заказчик на такие меры – большой вопрос. Ведь пожароопасный сезон в Свердловской области в самом разгаре.
По поводу перспектив разрыва договора и проведения нового тендера на выбор компании, предоставляющей самолеты, Виктор Селин ничего конкретного не сказал. Лишь подчеркнул, что охранники лесов являются только заказчиками проведения тендера. На волю свердловской госкомиссии, которая выбирает победителей, получающих деньги из бюджета, они никак повлиять не могут.
– Известно, что сегодня часто тендеры выигрывают «в темную» компании, у которых даже ничего своего нет. В результате кроме подрядчика появляются еще и субподрядчики, в данном случае – предоставляющие авиатехнику, – пояснил Виктор Селин, но еще раз подчеркнул, что к курганскому ДОСААФ и компании «Авиа Зов» у базы охраны претензий нет.
Аэродром, похожий на парковку тачек
Косвенно ситуации с «угоном» самолетов обусловлены существующей проблемой унылого и почти бесконтрольного существования бывших свердловских аэродромов (которые сегодня, по сути, представляют собой просто взлетно-посадочные площадки). Причина временного ослабления контроля над этими площадками связана с банкротством ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие». Ранее эта компания занималась и полетами, и обслуживанием аэропортов. По словам Виктора Селина, сегодня ситуация такова, что за взлетно-посадочными полосами в некоторых свердловских городах часто следит всего один сторож. Согласитесь, довольно странная ситуация, когда аэродром по качеству обслуживания можно сравнить с платной автопарковкой во дворе жилого дома.
Вероятно, для благополучного разрешения ситуации необходимо поскорее продать имущество компании-банкрота (это дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки в мае 2012 года) и определить ответственные лица, которые будут контролировать работу областных взлетно-посадочных полос. И тогда «угоны» самолетов, вероятно, станут просто невозможны.
Денис Евстафьев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Екатеринбургом открыли памятник следователю, который вел дело об убийстве семьи Романовых
Воскресенье, 24 ноября, 19.29
В Екатеринбурге появился мамонтёнок, плывущий на льдине в поисках мамы
Воскресенье, 24 ноября, 18.51
В Екатеринбурге предъявлено обвинение в убийстве возле дома на улице Тверитина
Воскресенье, 24 ноября, 18.05