Эвакуация авто: езда по замкнутому кругу
Челябинским штрафстоянкам не нужна конкуренция
22.05.2014
К такому выводу пришли участники рабочей группы, перед которой стоит абсолютно противоположная задача – развитие конкуренции на рынках транспортировки и хранения задержанных машин. 21 мая в Челябинском УФАС прошло заседание на эту тему. На встрече в УФАС помимо сотрудников надзорного ведомства были представители областной прокуратуры, регионального Заксобрания, администрации Челябинска, общественных организаций.
Эвакуация машин, оказавшихся «не в том месте», и неразбериха со штрафстоянками давно нервируют челябинских автомобилистов. Суть претензий в том, что при транспортировке задержанных машин не рассчитывается километраж, а возвращают автомобиль только по факту оплаты услуг эвакуатора. Особый резонанс эта тема получила зимой прошлого года, когда сотрудники УФАС взялись за это непривычное для себя дело. Казалось бы, при чем тут УФАС? Но антимонопольщики выяснили, что в городе всего одна штрафстоянка, работающая с ГИБДД, следовательно, она занимает доминирующее положение на рынке и попадает под антимонопольный контроль.
Кстати, речь шла не только о монополизации рынков, но и о возможном сговоре, а также навязывании услуг. Один водитель пожаловался в УФАС: фирма «Тест-сервис», занимавшаяся принудительной эвакуацией авто по договору с ГИБДД, требует оплатить услуги через юридическую фирму «Статус», иначе машина будет оставаться на штрафной стоянке. Получается, при неадекватной стоимости транспортировки нужно еще и выложить 500 рублей за некое «юридическое сопровождение».
Пока разбирались, компания «Тест-сервис» ушла в тень. Это несколько обескуражило антимонопольщиков, поскольку вопрос «Кто будет отвечать?» оказался в подвешенном состоянии. Между тем вместо «Тест-сервиса» появилась фирма «Автоград», директору которой пришлось объясняться: «Это не мы, это на наших предшественников жаловались». Кстати, представители «Автограда» тоже были приглашены на вчерашнюю встречу, как и руководители ООО «Автомобиль», ООО «Вектор», ООО «Виза» и ООО «Техэкспертиза». Но никто не пришел.
«Работы много», – понимающе отреагировали собравшиеся. Как бы то ни было, проблема как была, так и остается актуальной – в УФАС по-прежнему жалуются на то, что эвакуаторы окольными путями доставляют задержанные авто на штрафстоянку и что бывает очень непросто забрать машину.
В Челябинской области стоимость эвакуации составляет 190 рублей за километр, а если расстояние превышает 10 километров, к стоимости транспортировки добавляется еще 50 рублей за каждый километр. Несмотря на то, что, казалось бы, в каждом отдельном случае цифры должны быть разные, в местной среде автомобилистов сформировался устойчивый тезис: если машину увезет эвакуатор, будь готов заплатить примерно пять тысяч рублей. С хранением авто тоже не все гладко. Один час нахождения машины на штрафстоянке оценивается в 37 рублей, но, если стоянка закрывается в 20 часов и не работает по выходным, этот простой может обойтись автовладельцу в кругленькую сумму.
В УФАС уверены: должен быть установлен порядок, согласно которому на работу в секторах эвакуации и хранения машин могли бы претендовать разные компании. «Доступ на эти рынки должен быть открытым», – говорит замначальника Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. Сотрудники УФАС обратились в ЗСО с просьбой разработать такой порядок, но законотворцы не далеко продвинулись в решении этого вопроса.
– Мы пришли к выводу, что осуществлять некий отбор хозяйствующих субъектов нецелесообразно, – сказала консультант управления отраслевой политики ЗСО Марина Баймакова. – Если мы и составим некий реестр фирм, последнее слово все равно остается за ГИБДД, которая сама решает, с кем работать. Мы не можем прописать для них какие-то нормы и обязать совершать какие-то действия. А вот что касается завышения стоимости транспортировки, то выход есть. Мы считаем, нужно установить фиксированную плату за перемещение автомобилей. Все вопросы отпадут.
Мнения по поводу того, должно ли быть больше штрафстоянок в Челябинске, разделились. Руководитель областного отделения «Автомобильной России» Алексей Бруй проголосовал «за», при этом подчеркнув, что рядом со знаками о принудительной эвакуации должны быть таблички с адресом штрафстоянки. Впрочем, он сам и признал, что это не решит всей проблемы.
– Потому что водителю задержанной машины все равно надо ехать в ГИБДД за оформлением документов, – пояснил Бруй. – При этом все знают, как работает эта схема: на том месте, откуда увезли машину, стоит таксист, который и предлагает: «А давай я тебя по всем нужным точкам и провезу». Самое плохое в том, что эта схема работает на извлечение прибыли, а не на обеспечение порядка. Хватают машину там, где им удобно, и повезли всей толпой на штрафстоянку… Неправильный подход.
– Но он законный, – откликнулся председатель регионального отделения «Всероссийского общества автомобилистов» Николай Живец. – У потребителя все равно выбора нет. И будет ли ему лучше, если штрафстоянок будет три, пять? Боюсь, сэкономить автолюбителю не удастся, потому что вместе с количеством стоянок вырастет число юрлиц, где придется оплачивать пресловутое «юридическое сопровождение». Я уверен, конкуренция штрафстоянкам не нужна.
– А где вообще стоянки для транспорта? Я тут минут двадцать кружила, прежде чем удалось припарковаться, – несколько не в тему высказалась представитель «Деловой России» Наталья Соколова. – И я не одна такая. Вот, например, к «Школьнику» невозможно подъехать, не говоря уж про улицу Труда… Вот и приходится машины бросать где попало.
– Мест никогда не будет хватать, – с улыбкой «успокоил» Бруй. – Это только платные стоянки в центре хорошо заметны.
– Это другой вопрос: о том, как муниципалитеты предоставляют земельные участки под стоянки и насколько этот процесс организован, – поправила Наталья Сапрыкина.
Представитель прокуратуры Челябинской области Анастасия Береговая одобрила предложение о фиксированном тарифе, уточнив, что эта величина должна быть интересна и для бизнеса, и в то же время чтобы не сильно била по карману автовладельцев. А увеличение количества штрафстоянок, по ее мнению, бессмысленно.
– Мы не в Москве живем, у нас такой проблемы не будет, – отметила она. – Жалуются-то в основном на то, что машины окольными путями на штрафстоянки отвозят. Люди звонят по «02», и с поиском своего авто ни у кого проблем не возникало.
– А есть вообще хозяйственные субъекты, которые хотят выйти на этот рынок? Может, и желающих-то нет? – прозвучал резонный вопрос.
– Не знаю, у меня такой информации нет, – отчитался Живец. – Вообще, я не думаю, что будет много желающих, даже если мы и порядок отбора придумаем. Не такой уж и «лохматый» бизнес, если честно.
С некоторым сожалением участники встречи констатировали, что у бизнеса, оказывается, нет интереса к этой теме.
– Интерес, может, и есть. Вопрос в том, какие условия бизнесу будут предложены, – уточнил Бруй.
Николай Живец, который еще в начале встречи дал понять, что не склонен к долгим рассуждениям, в ходе беседы несколько раз повторял фразу «Здесь все просто». Папку со своими предложениями он заблаговременно передал сотрудникам УФАС, а потом уже и кратко сформулировал основную мысль. По его мнению, поставщик услуг на этих рынках может быть один, но при этом должны быть четко прописаны правила и ответственность.
– Надо провести внятный конкурс, чтобы в дальнейшем была возможность расторгнуть договор с оператором. Четко прописать механизм допуска компаний на этот рынок, конкретика у меня есть. А ГИБДД, поскольку исполнительная власть не вправе указывать федералам, пусть сама и разбирается, если что не так. И все жалобы к ним и направлять. А конкуренция на этом рынке, я уверен, не будет работать на качество.
Эвакуация машин, оказавшихся «не в том месте», и неразбериха со штрафстоянками давно нервируют челябинских автомобилистов. Суть претензий в том, что при транспортировке задержанных машин не рассчитывается километраж, а возвращают автомобиль только по факту оплаты услуг эвакуатора. Особый резонанс эта тема получила зимой прошлого года, когда сотрудники УФАС взялись за это непривычное для себя дело. Казалось бы, при чем тут УФАС? Но антимонопольщики выяснили, что в городе всего одна штрафстоянка, работающая с ГИБДД, следовательно, она занимает доминирующее положение на рынке и попадает под антимонопольный контроль.
Кстати, речь шла не только о монополизации рынков, но и о возможном сговоре, а также навязывании услуг. Один водитель пожаловался в УФАС: фирма «Тест-сервис», занимавшаяся принудительной эвакуацией авто по договору с ГИБДД, требует оплатить услуги через юридическую фирму «Статус», иначе машина будет оставаться на штрафной стоянке. Получается, при неадекватной стоимости транспортировки нужно еще и выложить 500 рублей за некое «юридическое сопровождение».
Пока разбирались, компания «Тест-сервис» ушла в тень. Это несколько обескуражило антимонопольщиков, поскольку вопрос «Кто будет отвечать?» оказался в подвешенном состоянии. Между тем вместо «Тест-сервиса» появилась фирма «Автоград», директору которой пришлось объясняться: «Это не мы, это на наших предшественников жаловались». Кстати, представители «Автограда» тоже были приглашены на вчерашнюю встречу, как и руководители ООО «Автомобиль», ООО «Вектор», ООО «Виза» и ООО «Техэкспертиза». Но никто не пришел.
«Работы много», – понимающе отреагировали собравшиеся. Как бы то ни было, проблема как была, так и остается актуальной – в УФАС по-прежнему жалуются на то, что эвакуаторы окольными путями доставляют задержанные авто на штрафстоянку и что бывает очень непросто забрать машину.
В Челябинской области стоимость эвакуации составляет 190 рублей за километр, а если расстояние превышает 10 километров, к стоимости транспортировки добавляется еще 50 рублей за каждый километр. Несмотря на то, что, казалось бы, в каждом отдельном случае цифры должны быть разные, в местной среде автомобилистов сформировался устойчивый тезис: если машину увезет эвакуатор, будь готов заплатить примерно пять тысяч рублей. С хранением авто тоже не все гладко. Один час нахождения машины на штрафстоянке оценивается в 37 рублей, но, если стоянка закрывается в 20 часов и не работает по выходным, этот простой может обойтись автовладельцу в кругленькую сумму.
В УФАС уверены: должен быть установлен порядок, согласно которому на работу в секторах эвакуации и хранения машин могли бы претендовать разные компании. «Доступ на эти рынки должен быть открытым», – говорит замначальника Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. Сотрудники УФАС обратились в ЗСО с просьбой разработать такой порядок, но законотворцы не далеко продвинулись в решении этого вопроса.
– Мы пришли к выводу, что осуществлять некий отбор хозяйствующих субъектов нецелесообразно, – сказала консультант управления отраслевой политики ЗСО Марина Баймакова. – Если мы и составим некий реестр фирм, последнее слово все равно остается за ГИБДД, которая сама решает, с кем работать. Мы не можем прописать для них какие-то нормы и обязать совершать какие-то действия. А вот что касается завышения стоимости транспортировки, то выход есть. Мы считаем, нужно установить фиксированную плату за перемещение автомобилей. Все вопросы отпадут.
Мнения по поводу того, должно ли быть больше штрафстоянок в Челябинске, разделились. Руководитель областного отделения «Автомобильной России» Алексей Бруй проголосовал «за», при этом подчеркнув, что рядом со знаками о принудительной эвакуации должны быть таблички с адресом штрафстоянки. Впрочем, он сам и признал, что это не решит всей проблемы.
– Потому что водителю задержанной машины все равно надо ехать в ГИБДД за оформлением документов, – пояснил Бруй. – При этом все знают, как работает эта схема: на том месте, откуда увезли машину, стоит таксист, который и предлагает: «А давай я тебя по всем нужным точкам и провезу». Самое плохое в том, что эта схема работает на извлечение прибыли, а не на обеспечение порядка. Хватают машину там, где им удобно, и повезли всей толпой на штрафстоянку… Неправильный подход.
– Но он законный, – откликнулся председатель регионального отделения «Всероссийского общества автомобилистов» Николай Живец. – У потребителя все равно выбора нет. И будет ли ему лучше, если штрафстоянок будет три, пять? Боюсь, сэкономить автолюбителю не удастся, потому что вместе с количеством стоянок вырастет число юрлиц, где придется оплачивать пресловутое «юридическое сопровождение». Я уверен, конкуренция штрафстоянкам не нужна.
– А где вообще стоянки для транспорта? Я тут минут двадцать кружила, прежде чем удалось припарковаться, – несколько не в тему высказалась представитель «Деловой России» Наталья Соколова. – И я не одна такая. Вот, например, к «Школьнику» невозможно подъехать, не говоря уж про улицу Труда… Вот и приходится машины бросать где попало.
– Мест никогда не будет хватать, – с улыбкой «успокоил» Бруй. – Это только платные стоянки в центре хорошо заметны.
– Это другой вопрос: о том, как муниципалитеты предоставляют земельные участки под стоянки и насколько этот процесс организован, – поправила Наталья Сапрыкина.
Представитель прокуратуры Челябинской области Анастасия Береговая одобрила предложение о фиксированном тарифе, уточнив, что эта величина должна быть интересна и для бизнеса, и в то же время чтобы не сильно била по карману автовладельцев. А увеличение количества штрафстоянок, по ее мнению, бессмысленно.
– Мы не в Москве живем, у нас такой проблемы не будет, – отметила она. – Жалуются-то в основном на то, что машины окольными путями на штрафстоянки отвозят. Люди звонят по «02», и с поиском своего авто ни у кого проблем не возникало.
– А есть вообще хозяйственные субъекты, которые хотят выйти на этот рынок? Может, и желающих-то нет? – прозвучал резонный вопрос.
– Не знаю, у меня такой информации нет, – отчитался Живец. – Вообще, я не думаю, что будет много желающих, даже если мы и порядок отбора придумаем. Не такой уж и «лохматый» бизнес, если честно.
С некоторым сожалением участники встречи констатировали, что у бизнеса, оказывается, нет интереса к этой теме.
– Интерес, может, и есть. Вопрос в том, какие условия бизнесу будут предложены, – уточнил Бруй.
Николай Живец, который еще в начале встречи дал понять, что не склонен к долгим рассуждениям, в ходе беседы несколько раз повторял фразу «Здесь все просто». Папку со своими предложениями он заблаговременно передал сотрудникам УФАС, а потом уже и кратко сформулировал основную мысль. По его мнению, поставщик услуг на этих рынках может быть один, но при этом должны быть четко прописаны правила и ответственность.
– Надо провести внятный конкурс, чтобы в дальнейшем была возможность расторгнуть договор с оператором. Четко прописать механизм допуска компаний на этот рынок, конкретика у меня есть. А ГИБДД, поскольку исполнительная власть не вправе указывать федералам, пусть сама и разбирается, если что не так. И все жалобы к ним и направлять. А конкуренция на этом рынке, я уверен, не будет работать на качество.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Нижним Тагилом в дорожной аварии погибли два человека
Пятница, 29 ноября, 20.57
День домашних животных отметит Екатеринбургский зоопарк
Пятница, 29 ноября, 20.42
Цены из прошлого можно увидеть на полках екатеринбургских магазинов «Жизньмарт»
Пятница, 29 ноября, 20.22